Главная / Я или не я / Теория и учеба / Творить новые знания — вот высшая цель всякого образования

Творить новые знания — вот высшая цель всякого образования

Сделать лучше, чем было, быстрее, удобнее, умнее, красивее, удивительнее. Скрипач или певец, чтобы он состоялся, должен отличиться от всех других. Гончар или плотник тоже должен превзойти чем-то своих собратьев по труду.

Комбайнер, машинист, шахтер, агроном, портной, инженер, врач, ученый — каждый должен стремиться превзойти своих предшественников и современников. Вот чему надо научиться. Вот зачем учителя передают, а ученики получают знания. Конечно, учитель и ученик — понятия относительные.

Учитель и сам постоянно учится. Ученик тоже кого-то учит, в том числе своего учителя. И все-таки есть учитель и есть ученики. Например, профессор кафедры и его студенты, аспиранты, научные сотрудники. Что главное в их отношениях? Если все можно узнать из книг и других форм хранения знаний, то зачем учитель?

Чему учиться? Чему учить? Ведь не научишь делать открытия (да и умеешь ли сам?).

Тем не менее надо из ученика сделать образованного человека, умеющего творчески использовать и развивать полученные знания. А значит, сделать его человеком, ибо только он наследует культуру. Именно образование делает человека человеком. Наблюдение третье — практическое. Человек делает себя сам.

Учитель его не создает. Такое мнение, высказанное вслух, всегда вызывает пылкие возражения: «Как же так, известна школа академика Иоффе, из которой вышла плеяда крупнейших советских физиков, русская балетная школа и так далее.


«Я или не я», Р. Петров



Читайте далее: