Предвижу возражения: как так, ученик пришел получить знания, научиться чему-то? Верно, но ведь мы договорились — миссия ученика не только в том, чтобы перенять опыт, но и приумножить его. Ошибок, в широком смысле слова, нельзя не сделать, но их надо уметь находить. Заблуждения в научном поиске необходимы, без них не найдешь истину.
Но нужно уметь их преодолевать. Существует особая форма мужества — мужество объективности, способность сказать себе: «Я был не прав». Это мужество нужно всем, какую бы специальность ни избрал человек. Но оно приходит только вместе с образованием.
Необразованный человек, не знающий ничего другого, кроме содеянного им самим! не может сказать: «Я сделал плохо, я не прав». Но тут есть невидимая граница. Граница между сомнением и уверенностью.
Излишняя уверенность ведет к потере объективности. Излишние сомнения тоже остановят творческую работу.
Можно всю жизнь говорить себе: «Я сделал плохо, я не прав», так и не подарив человечеству сотворенного тобой шедевра. Вот почему для учителя главное не просто «вбить» знания, не просто научить работать, но отсекать ошибки, заблуждения, излишнюю уверенность, как и сомнения.
И объективно оценивать результат работы ученика. Ученик должен научиться видеть главное. У Норберта Винера есть хорошие строчки, иллюстрирующие мысль о том, что истинное творчество — это отсечение лишнего. Стадо обезьян можно научить печатать на пишущих машинках. Они испишут всеми буквами алфавита гору бумаги.
Среди получившейся абракадабры будет и текст шекспировского «Гамлета». Но понадобится Шекспир, чтобы вычеркнуть все ненужные буквы, и тогда останется текст бессмертной трагедии.
«Я или не я», Р. Петров