Итак, наблюдение первое — профессиональное. У людей в отличие от всех других форм живого два типа наследственности. Биологическая наследственность записана генетическим кодом.
Она присуща всем живым существам. А вот наследование добытых предыдущими поколениями знаний и других культурных ценностей — достижений изобразительного искусства, музыки, поэзии, литературы — свойственно только людям. Родившийся человек ничего этого не знает.
Но он получает способность мозга и души воспринять наследственность культурную. Она не записана его генетическим кодом. Она записана буквами, цифрами, чертежами, красками, нотами, светом на фото- и кинопленках, электромагнитным полем на магнитофонных лентах, в электронной памяти вычислительных машин.
Знания передаются от поколения к поколению. Каждое поколение не просто воспринимает ранее добытые знания, чтобы передать дальше, но и приумножает их. Каждое десятилетие, каждый год дворец знаний становится все больше и прекраснее.
Обязанность каждого — внести свою лепту в его создание.
А это значит, что надо сделать что-то такое, чего не было сделано всеми предыдущими поколениями. Так что же сделано, что уже известно, что открыто, что человечество умеет и что еще не сделано, неизвестно, не открыто, чему еще мы не научились? Это надо знать, чтобы внести свою лепту в прогресс человеческих знаний и культуры. Вот тут-то пора воскликнуть: да здравствует школа, техникум, вуз, аспирантура!
Да здравствуют учителя, наставники, профессора, где бы они ни учили: в школе, на заводе, в поле, в университете! Да здравствуют ученики — главные молекулы культурной наследственности, наследственности знаний! Наблюдение второе — принципиальное. 1 сентября — первый день встречи учителя и ученика. Один передает знания, другой воспринимает.
Воспринимает не только для того, чтобы знать и применять в работе, но и для того, чтобы развивать, творить новые знания.
«Я или не я», Р. Петров