Главная / Новости / Обнаружен высоковирулентный и деструктивный вариант ВИЧ

Обнаружен высоковирулентный и деструктивный вариант ВИЧ

04.02.2022г.

Новый вариант ВИЧ с более высокой вирулентностью и более разрушительными последствиями для здоровья обнаружен в исследовании, проведенном Оксфордским университетом.

Новые мутации

Как показала продолжающаяся пандемия коронавируса, новые мутации в генетических последовательностях вируса могут оказать существенное влияние на способность вируса передаваться и наносимый им ущерб. В течение многих лет высказывались опасения, что это может произойти из-за вируса ВИЧ-1, который уже поражает 38 миллионов человек во всем мире и на сегодняшний день стал причиной 33 миллионов смертей (www.unaids.org). Теперь это было подтверждено открытием нового высоковирулентного штамма ВИЧ в Нидерландах в исследовании, проведенном учеными из Института больших данных Оксфордского университета. Результаты опубликованы сегодня в журнале Science.

Сканирующая электронная микрофотография ВИЧ-инфицированных Т-клеток H9

У лиц, инфицированных новым «вариантом ВБ» (для вирулентного подтипа В), наблюдались значительные различия до антиретровирусного лечения по сравнению с лицами, инфицированными другими вариантами ВИЧ:

• У лиц с вариантом ВБ вирусная нагрузка (уровень вируса в крови) была в 3,5–5,5 раз выше.
    Кроме того, скорость снижения числа клеток CD4 (признак повреждения иммунной системы ВИЧ) в два раза выше у людей с вариантом ВБ, что подвергает их риску развития СПИДа гораздо быстрее.
  • Лица с вариантом VB также показали повышенный риск передачи вируса другим.
  • Обнадеживает то, что после начала лечения у людей с вариантом ВБ восстановление иммунной системы и выживаемость были такими же, как и у людей с другими вариантами ВИЧ. Тем не менее, исследователи подчеркивают, что, поскольку вариант VB вызывает более быстрое снижение силы иммунной системы, крайне важно, чтобы люди диагностировались на ранней стадии и начинали лечение как можно скорее.

Дальнейшие исследования, чтобы понять механизм, который делает вариант VB более трансмиссивным и повреждающим иммунную систему, могут выявить новые мишени для антиретровирусных препаратов следующего поколения. Вариант ВБ характеризуется множеством мутаций, разбросанных по всему геному, а это означает, что на данном этапе невозможно определить единственную генетическую причину.

Ведущий автор доктор Крис Ваймант из Института больших данных Оксфордского университета и медицинского факультета Наффилда сказал: «До этого исследования было известно, что генетика вируса ВИЧ имеет отношение к вирулентности, подразумевая, что эволюция нового варианта может изменить свое влияние на здоровье. Открытие варианта VB продемонстрировало это, предоставив редкий пример риска, связанного с эволюцией вирусной вирулентности».

Старший автор, профессор Кристоф Фрейзер из Института больших данных Оксфордского университета и медицинского факультета Наффилда, добавил:

«Наши результаты подчеркивают важность рекомендаций Всемирной организации здравоохранения о том, что лица, подверженные риску заражения ВИЧ, должны иметь доступ к регулярному тестированию для ранней диагностики, путем немедленного лечения. Это ограничивает время, в течение которого ВИЧ может повредить иммунную систему человека и поставить под угрозу его здоровье. Это также гарантирует максимально быстрое подавление ВИЧ, что предотвращает передачу другим людям».

Вариант VB был впервые выявлен у 17 ВИЧ-положительных людей в рамках проекта BEEHIVE, продолжающегося исследования, в ходе которого собираются образцы со всей Европы и Уганды. Поскольку 15 из этих людей прибыли из Нидерландов, исследователи затем проанализировали данные когорты из более чем 6700 ВИЧ-положительных людей в Нидерландах. Это выявило еще 92 человека с этим вариантом из всех регионов Нидерландов, в результате чего общее количество достигло 109.

Закономерности генетической изменчивости

Анализируя закономерности генетической изменчивости среди образцов, исследователи пришли к выводу, что вариант VB впервые возник в конце 1980-х и 1990-х годах в Нидерландах. В 2000-х годах он распространялся быстрее, чем другие варианты ВИЧ, но примерно с 2010 года его распространение снижается. Исследовательская группа считает, что вариант ВБ возник, несмотря на широкое распространение лечения в Нидерландах, а не из-за него, поскольку эффективное лечение может подавить коробка передач.

Обнаружен высоковирулентный и деструктивный вариант ВИЧ

Лица с вариантом ВБ имели типичные характеристики для людей, живущих с ВИЧ в Нидерландах, включая возраст, пол и предполагаемый путь передачи. Это указывает на то, что повышенная трансмиссивность варианта VB связана со свойством самого вируса, а не с характеристикой людей с вирусом.