Эпигенетика включает в себя химические процессы, которые регулируют активность генов, позволяя нашим клеткам, тканям и органам адаптироваться к изменениям окружающей среды. Однако у этого адаптивного преимущества есть и обратная сторона: эпигенетическая регуляция более восприимчива к нарушению токсинами, чем относительно стабильная генетическая последовательность ДНК.
Статья, недавно опубликованная в журнале Science при сотрудничестве групп доктора Манеля Эстеллера, директора Научно-исследовательского института лейкемии Хосепа Каррераса (IJC-CERCA), профессора-исследователя ICREA и председателя отдела генетики Университета Барселоны, и доктора Лукаса Понтеля, научный сотрудник Рамона-и-Кахаля, также из Института Хосепа Каррераса, демонстрирует, что вещество, называемое формальдегидом, обычно присутствующее в различных бытовых и косметических продуктах, в загрязненном воздухе и широко используемое в строительстве, является мощным модификатором нормальных эпигенетических моделей.
Публикацию возглавляет доктор Кристофер Дж. Чанг из Калифорнийского университета в Беркли в США, чья исследовательская группа является пионером в изучении влияния различных химических продуктов на клеточный метаболизм. Исследования были сосредоточены на изучении влияния высоких концентраций формальдегида на организм, вещества, которое уже связано с повышенным риском развития рака (опухолей носоглотки и лейкемии), дегенерации печени из-за жировой дистрофии печени (стеатоза) и астмы.
Идя еще дальше, доктор Понтель подчеркивает это видение, указывая, что «формальдегид не только представляет собой значительную опасность для окружающей среды, часто обнаруживаемый в загрязненных газах, но также может образовываться в нашем организме в результате метаболизма обычных пищевых веществ, таких как подсластитель аспартам. Более того, наши клетки постоянно производят формальдегид — известный мутаген, который может привести к раку».
В обзоре исследования доктор Эстеллер отмечает, что «мы обнаружили, что формальдегид является ингибитором белка MAT1A, который является основным производителем S-аденозил-L-метионина (SAM), и эта последняя молекула является универсальной донор химической группы «метил», регулирующей эпигенетическую активность.
В частности, мы обнаружили, что воздействие формальдегида вызывает снижение содержания SAM и потерю метилирования гистонов, белков, которые упаковывают нашу ДНК и контролируют функции тысяч генов».
В целом, эта работа раскрывает еще более тревожный аспект токсичности формальдегида. Доктор Понтель резюмирует это так:
Эпигенетические изменения, вызванные токсичным агентом, могут непосредственно способствовать возникновению указанных заболеваний, помимо их известных мутагенных свойств. В связи с этим д-р Эстеллер сообщает, что «международные органы здравоохранения уже максимально ограничивают использование формальдегида, но все еще есть области работы, где он используется в больших количествах, например, при производстве смол, производстве пластика, промышленного литейного производства или косметической промышленности. Кроме того, оно также возникает при сгорании автомобильного бензина и табачном дыме, поэтому следует продвигать политику в области окружающей среды и здравоохранения, направленную на снижение воздействия на нас этого охарактеризованного вещества».
Метки: Эпигенетика