Главная / Новости / Бытовые и косметические средства влияют на генетику

Бытовые и косметические средства влияют на генетику

30.12.2023г.
Нуклеосома

Новое исследование подчеркивает опасность формальдегида, широко распространенного химического вещества, для эпигенетики. Он нарушает ключевые процессы, контролирующие активность генов, что потенциально может привести к раку и другим заболеваниям. Исследование также подчеркивает необходимость более строгой политики по ограничению воздействия формальдегида, учитывая его распространенность во многих отраслях промышленности и источниках окружающей среды.

Эпигенетика включает в себя химические процессы, которые регулируют активность генов, позволяя нашим клеткам, тканям и органам адаптироваться к изменениям окружающей среды. Однако у этого адаптивного преимущества есть и обратная сторона: эпигенетическая регуляция более восприимчива к нарушению токсинами, чем относительно стабильная генетическая последовательность ДНК.

Статья, недавно опубликованная в журнале Science при сотрудничестве групп доктора Манеля Эстеллера, директора Научно-исследовательского института лейкемии Хосепа Каррераса (IJC-CERCA), профессора-исследователя ICREA и председателя отдела генетики Университета Барселоны, и доктора Лукаса Понтеля, научный сотрудник Рамона-и-Кахаля, также из Института Хосепа Каррераса, демонстрирует, что вещество, называемое формальдегидом, обычно присутствующее в различных бытовых и косметических продуктах, в загрязненном воздухе и широко используемое в строительстве, является мощным модификатором нормальных эпигенетических моделей.

Публикацию возглавляет доктор Кристофер Дж. Чанг из Калифорнийского университета в Беркли в США, чья исследовательская группа является пионером в изучении влияния различных химических продуктов на клеточный метаболизм. Исследования были сосредоточены на изучении влияния высоких концентраций формальдегида на организм, вещества, которое уже связано с повышенным риском развития рака (опухолей носоглотки и лейкемии), дегенерации печени из-за жировой дистрофии печени (стеатоза) и астмы.

• Доктор Эстеллер отмечает, что это актуально, поскольку «формальдегид попадает в наш организм главным образом во время дыхания и, поскольку он хорошо растворяется в водной среде, в конечном итоге он достигает всех клеток нашего тела».

Вездесущность формальдегида и риски для здоровья

• «Это вещество особенно сконцентрировано в различных продуктах, используемых в строительстве, производстве мебели, текстильной промышленности, а также в некоторых средствах для волос», — комментирует доктор Эстеллер.

Идя еще дальше, доктор Понтель подчеркивает это видение, указывая, что «формальдегид не только представляет собой значительную опасность для окружающей среды, часто обнаруживаемый в загрязненных газах, но также может образовываться в нашем организме в результате метаболизма обычных пищевых веществ, таких как подсластитель аспартам. Более того, наши клетки постоянно производят формальдегид — известный мутаген, который может привести к раку».

Эпигенетическое воздействие формальдегида

В обзоре исследования доктор Эстеллер отмечает, что «мы обнаружили, что формальдегид является ингибитором белка MAT1A, который является основным производителем S-аденозил-L-метионина (SAM), и эта последняя молекула является универсальной донор химической группы «метил», регулирующей эпигенетическую активность.

Лукас Понтель, Манель Эстеллер и Карлос Гарсиа Прието

Исследователи Лукас Понтель, Манель Эстеллер и Карлос Гарсиа-Прието из Научно-исследовательского института лейкемии Хосепа Каррераса, соавторы исследования. Фото: Институт исследования лейкемии Хосепа Каррераса.

В частности, мы обнаружили, что воздействие формальдегида вызывает снижение содержания SAM и потерю метилирования гистонов, белков, которые упаковывают нашу ДНК и контролируют функции тысяч генов».

В целом, эта работа раскрывает еще более тревожный аспект токсичности формальдегида. Доктор Понтель резюмирует это так:

• «Мы обнаружили, что формальдегид способен изменять эпигенетический ландшафт наших клеток, что может способствовать хорошо документированным канцерогенным свойствам формальдегида».

Эпигенетические изменения, вызванные токсичным агентом, могут непосредственно способствовать возникновению указанных заболеваний, помимо их известных мутагенных свойств. В связи с этим д-р Эстеллер сообщает, что «международные органы здравоохранения уже максимально ограничивают использование формальдегида, но все еще есть области работы, где он используется в больших количествах, например, при производстве смол, производстве пластика, промышленного литейного производства или косметической промышленности. Кроме того, оно также возникает при сгорании автомобильного бензина и табачном дыме, поэтому следует продвигать политику в области окружающей среды и здравоохранения, направленную на снижение воздействия на нас этого охарактеризованного вещества».