Главная / Новости / Почему болезнь Альцгеймера чаще встречается у женщин?

14.08.2022г.

Обнаружен новый ген женской болезни Альцгеймера

Более 5,8 миллиона человек в Соединенных Штатах страдают от болезни Альцгеймера (БА), наиболее распространенной формы деменции. AD является прогрессирующим неврологическим заболеванием. Ученые определили несколько вариантов генов, повышающих риск болезни Альцгеймера; аллель АРОЕ 4 наиболее известен среди лиц старше 65 лет.

Почему болезнь Альцгеймера чаще встречается у женщин?

Недавно обнаруженный ген, названный MGMT, повышает вероятность развития болезни Альцгеймера у женщин.

Приблизительно 60% пациентов с болезнью Альцгеймера европейского происхождения несут этот генетический вариант, по сравнению только с 26% населения в целом, что позволяет предположить, что дополнительные гены могут способствовать генетической основе состояния.

Исследователи из Медицинской школы Бостонского университета (BUSM) и Чикагского университета обнаружили новый ген под названием MGMT, который повышает риск развития болезни Альцгеймера у женщин.

Результаты этого исследования были недавно опубликованы в журнале Alzheimer’s Disease & Dementia: The Journal of the Alzheimer’s Association.

• Используя несколько методов, исследователи провели исследование ассоциации всего генома (GWAS) для болезни Альцгеймера в двух отдельных наборах данных.
  • Один метод был сосредоточен на слабоумии в большой расширенной семье гуттеритов, группе основателей центральноевропейского происхождения, прибывших на Средний Запад страны.
  • Из-за своего изолированного, изолированного общества гуттериты имеют очень маленький генофонд, что делает их главными кандидатами для исследования генетических причин болезней.
  • Все пациенты с болезнью Альцгеймера в этом исследовании были женщинами. Второй подход изучал генетические данные общенациональной выборки из 10 340 женщин, у которых отсутствовал APOE4. Он был основан на исследованиях, показывающих связь между болезнью Альцгеймера и раком молочной железы. MGMT был тесно связан с началом AD в обоих наборах данных.

«Это одна из немногих и, возможно, самых сильных ассоциаций генетического фактора риска болезни Альцгеймера, специфичного для женщин», — сказала Линдсей Фаррер, доктор философии, руководитель отдела биомедицинской генетики в BUSM и старший автор исследования. «Это открытие особенно надежно, потому что оно было обнаружено независимо в двух разных популяциях с использованием разных подходов. В то время как открытие в большом наборе данных было наиболее выражено у женщин, у которых нет APOE ε4, выборка гуттеритов была слишком мала, чтобы оценить этот паттерн с какой-либо уверенностью».

• Затем исследователи дополнительно оценили MGMT, используя несколько типов молекулярных данных и других признаков, связанных с БА, полученных из ткани головного мозга человека. После тщательного анализа они обнаружили, что эпигенетически регулируемая экспрессия генов (т. е. один из способов, которыми клетки контролируют активность генов без изменения последовательности ДНК) MGMT , который играет роль в восстановлении повреждений ДНК, в значительной степени связана с развитием отличительного признака AD. белки, бета-амилоид и тау, особенно у женщин.

«Это исследование подчеркнуло ценность популяций-основателей для генетического картирования таких заболеваний, как болезнь Альцгеймера», — сказала Кэрол Обер, доктор философии, заведующая кафедрой генетики человека в Калифорнийском университете в Чикаго и старший автор исследования. «Относительно однородная среда и уменьшенная генетическая изменчивость у гуттеритов увеличивают нашу способность находить ассоциации в меньших размерах выборки, чем это требуется для исследований в общей популяции.

Почему болезнь Альцгеймера чаще встречается у женщин?

Подтверждение наших результатов в более крупном наборе данных, использованном группой Бостонского университета, было чрезвычайно приятно и в конечном итоге привело к вспомогательным эпигенетическим механизмам, которые связали оба набора результатов GWAS с геном MGMT».

Результаты исследования гена MGMT

По словам исследователей, это исследование демонстрирует важность поиска генетических факторов риска БА, которые могут быть специфичны для одного пола. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы понять, почему MGMT больше влияет на риск AD у женщин, чем у мужчин.

Это исследование финансировалось Национальным институтом здравоохранения. Консорциум генетики болезни Альцгеймера поддержал сбор образцов, использованных в этом исследовании, посредством грантов Национального института старения (NIA) U01 AG032984 и RC2 AG036528.