Временная недостаточность рибофлавина

23.08.2011г.

Временная недостаточность рибофлавина ускоряла возникновение и развитие новообразований в коже мышей. Это не связано с ограничением калорийности рациона, при которой кожные папилломы развивались, как в контроле. Авторы предположили, что временный дефицит рибофлавина вызывает задержку ДМБА в коже и изменяет митотическую активность интерфолликулярных базальных клеток. 

При содержании мышей на нормальном рационе внутрибрюшинное введение больших доз витамина В2 за 3 ч до воздействия канцерогеном и коканцерогеном не оказывало влияния на развитие папиллом. Возможно, что введение рибофлавина нормальным животным приводит к повышенному его превращению и (или) удалению из организма и исключает контакт с клетками кожи.

Исследовались особенности метаболической активации группы ксенобиотиков, в том числе БП и анилина, в микросомах печени мышей в условиях рибофлавиновой недостаточности. 

Несмотря на стойкое снижение содержания флавина в печени, различные ферментативные реакции, связанные с активностью MOM, изменялись неодинаково. 

«Окислительное» превращение (аминопирина, гексобарбитала и анилина) возрастало, а метаболизм БП снижался (Catz е. а., 1970). В другой работе снижение процесса гидроксилирования БП связывают с уменьшением уровня микросомального флавина при витаминной недостаточности. Наличие указанной взаимосвязи подтверждается тем, что индуктор БП-гидроксилазы — метилхолантрен — вызывает повышение содержания флавина в микросомах (Shargel, Mazel, 1973). Шаргел и Мазель предполагают наличие трех звеньев превращения азосоединений ферментной системой микросом печени. Первое, связанное с активностью азоредуктазы и НАДФ-иитохром С-редуктазы снижается при флавиновой недостаточности. 

Дефицит флавина влияет и на второе звено, активность которого возрастает при введении индуктора — MX — и не подавляется окисью углерода. Третье звено не зависит от содержания флавина, ингибируется СО, и индукторами этого пути превращения служит фенобарбитал. 

Наиболее чувствительно к флави-новому дефициту второе звено, и при избытке витамина активность этой системы превращения азосоединений резко возрастает.

Таким образом, в разное время исследователи пытались установить связь между усилением азоканцерогенеза под влиянием гиповитаминоза В2 и ферментативным распадом азокрасителей, с которым связывали защитный эффект этого витамина. Дальнейшая разработка данного направления исследований представляется наиболее перспективной.

Витамин В6 (пиридоксин)

Известно, что пиридоксин играет роль в превращении триптофана, при котором с мочой выделяются кинуренин, гидроксикинуренин, антраниловая кислота.

Некоторые производные этих метаболитов обладают канцерогенным действием. 

При дефиците витамина В6 проявляется тенденция к их накоплению, что приводит к возникновению у крыс опухолей мочевого пузыря. 

В связи с этим была предпринята попытка изучить на фоне недостаточности этого витамина действие на крыс ААФ, который наряду с канцерогенным эффектом изменяет характер метаболизма в печени, что в свою очередь влияет на обмен триптофана (Melicow e. a., 1964). Таким образом, можно было предположить синергический эффект экзогенного канцерогена (ААФ) И эндогенных (метаболитов триптофана), образованию которых способствует авитаминозное состояние животных.

Самки крыс Фишер 344 получали диету, состоящую из лишенного витаминов казеина (26%), декстрина (53%), лярда (15%), рыбьего жира (0,04%), солевой смеси и витаминов — В1, В2, Е, ниацина, пантотената и хлористого холина. Из крыс составили 3 группы. В группе А каждая крыса получила по 4 мг пиридоксина и 600 мг ААФ на протяжении всего опыта; в группе Б — 0,25 мг/кг веса пиридоксина и канцероген в течение одного месяца, а затем в диету добавляли пиридоксин и отменяли канцероген; в группе С крысы получали рацион с дефицитом пиридоксина (0,25 мг/кг веса) и ААФ до конца опытов. 

Выживаемость крыс первых двух групп составила 136 и 140 дней соответственно. При этом только у 2 из 39 животных в группе А возникли опухоли мочевого пузыря, а в группе Б опухолей не обнаружили. В группе С с дефицитом пиридоксина у 100% животных, проживших более 200 дней, развились опухоли мочевого пузыря и печени, что свидетельствует о синергическом эффекте действия канцерогена и витаминной недостаточности. 

Дефицит пиридоксина снижал токсический эффект ААФ. Это увеличивало продолжительность жизни животных, у которых под влиянием канцерогена возникают опухоли.

Клиницисты указывают на связь недостаточности пиридоксальфосфата с клиническими проявлениями болезни Hodkin´s (Chabner e. a., 1970). 

Была обнаружена четкая корреляция между снижением уровня витамина в плазме крови и клиническими проявлениями этого заболевания.

«Питание, канцерогены и рак»,
Б.Л. Рубенчик





Читайте далее: