Диеты при изучении канцерогенеза

19.08.2011г.

При изучении канцерогенеза предпочтительнее использование диеты с избытком жиров и пограничным недостатком липотропных факторов, при которой животные могут жить длительное время. Постепенно у них развивается жировая печень, но цирротические изменения обычно не возникают. 

Представляло интерес выяснить влияние указанной диеты на образование опухолей, вызванных канцерогенами иной химической структуры. В последующих опытах Роджерса и соавторов (Rogers е. а., 1974) крыс Спрейг-Доули 3 недели содержали на нормальной или «недостаточной» диете, а затем разным группам животных давали ДЭНА (40 мг/кг рациона), ДМНА (сначала 25, а затем 50 мг/кг рациона) или вводили подкожно N-нитрозодибутиламин (200 мг/кг веса тела). 

При «недостаточной» диете у крыс более интенсивно развивались гепатомы, вызванные ДЭНА и N-нитрозодибутиламином, а также возникшие под влиянием последнего опухоли пищевода. 

Недостаточность не влияла на метаболизм ДЭНА и ДМНА в срезах печени. Известно также, что диета с пограничным недостатком липотропных факторов усиливает бластомогенный эффект симметричного диметилгидразина в толстой, но не тонкой кишке. Возможно, что определенную роль при этом играет микрофлора кишечника (Rogers, New-berne, 1973).

В дальнейшем Роджерс (Rogers, 1975) исследовал влияние «недостаточной» диеты на процесс опухолеобразования, вызванный разными по структуре и тропности действия канцерогенами. Два из них — ААФ (0,02 и 0,0125%) и N-[4-(5-нитро-2-фурил)-2-тиазолил] формамид (0,188%) примешивали к пище в течение 18 недель, а остальные — афлатоксин B1 (15 мкгХ25), 3,3-дифенил-3-диметилкарбамоил-1-пропин (ДДКП) (5 — 10 мгХ20), МННГ (10 — 20 мг/кг X 10), афлатоксин G1 (25 мкгХ41) и этионин (50 — 100 мг/кг X 22) — вводили в разные сроки, достаточные для образования опухолей.

Введенные с пищей канцерогены и афлатоксин B1 (служивший позитивным контролем) на фоне «недостаточной» диеты Дыстрее и в большем проценте случаев вызвали гепатокарциномы. 

Афлатоксин G1 и этионин на этой диете оказались токсичными, и большая часть животных погибла. 

Липотропная недостаточность не повлияла на развитие опухолей желудка вspванных МННГ, и мочевого пузыря, вызванных ДДКП.

«Недостаточная» диета стимулировала образование гепатокарцином, но не влияла на формирование карцином пищевода при скармливании крысам ДЭНА (40 мг/кг рациона) в течение 12 недель. При внутрибрюшинном введении в дозе 25 мг/кг веса тела канцероген более длительное время сохранялся в крови крыс, получавших «недостаточную» диету (Rogers е. а., 1975). Авторы предполагают, что более продолжительный контакт ткани-мишени (печени) с канцерогеном мог быть причиной более высокой бластомогенной активности.

Таким образом, недостаток липотропных факторов в диете стимулирует образование опухолей, вызванных различными канцерогенами. В связи с этим возникает вопрос, оказывают ли эти факторы обратное действие и тормозят ли опухолеобразование на фоне адекватной или «недостаточной» диеты? Уже первые исследования показали, что добавление к ней холина или метионина блокирует канцерогенез в печени крыс, вызванный мукой арахиса или содержащимся в ней афлатоксином B1 (Schaefer е. а., 1950; Newberne e. a., 1968). Аналогичный эффект отмечен при добавлении к адекватной диете избытка метионина (2%), цистина или казеина, а также гепатоканцерогена ААФ (0,006% к рациону) (Е. С. Miller, J. A. Miller, I972). 

Холин или бетаин на фоне адекватной диеты подавляли развитие опухолей печени, вызванных этионином (Farber, Ichinose, 1958). В дальнейшем Роджерс (Rogers, 1977) попытался выяснить, какой из липотропных факторов на фоне «недостаточной» диеты оказывает наибольшее влияние на канцерогенез. 

В связи с этим были поставлены опыты на 6 группах крыс Спрейг-Доули, канцерогенез у которых вызывали включением ДЭНА (40 мг/кг веса тела) в течение 2 недель в состав питьевой воды. Крысы 1-й группы получали полноценный рацион, а 2-й — диету с пограничной недостаточностью липотропов (холина, метионина, фолиевой кислоты), аминокислот и ниацина и с высоким содержанием жира. 

Группы 4, 5, 6-я получали такую же «недостаточную» диету с добавлением соответственно, ниацина, липотропов или аминокислот. Крысам 3-й группы в полноценный рацион добавляли говяжье сало. 

Опыты показали, что дополнение диеты недостающими в ней липотропами или аминокислотами значительно тормозит канцерогенез.


Влияние липотропных факторов на фоне диеты с пограничной
липотропной недостаточностью на канцерогенез, вызванный ДЭНА (Rogers, 1977)

Влияние липотропных факторов на фоне диеты с пограничной липотропной недостаточностью на канцерогенез, вызванный ДЭНА (Rogers, 1977)

а — 6 — диеты, приведенные в тексте.


Ниацин оказывает слабый эффект, а говяжий жир не ускоряет развитие опухолей у крыс, получавших адекватную диету. Состав рациона влияет на локализацию опухолей, индуцируемых ДЭНА

Так, дополнение диеты аминокислотами или липотропами усиливало образование гемангиоэндотелиальных сарком печени, которые реже возникали у животных, потреблявших «недостаточную» или адекватную диету. Автор пришел к заключению, что защитный эффект липотропов или аминокислот при канцерогенезе связан с содержащимся в них метионином.

«Питание, канцерогены и рак»,
Б.Л. Рубенчик





Читайте далее: