Проявления пищевой недостаточности в организме в период онкогенеза

23.08.2011г.

Значительный интерес представляет способность некоторых канцерогенов вызывать проявления пищевой недостаточности в организме в период онкогенеза. Это наиболее характерно для аминоазокрасителей, которые снижают содержание рибофлавина в печени при канцерогенезе и одновременно оказывают инициирующий эффект на ткань, обедненную этим «защитным» витамином. Подобный эффект, по-видимому, вызывают и другие канцерогены. 

Так, указывалось на снижение уровня витамина А в печени под влиянием MX, ААФ, БП и ДАБ. Интересным представляется аналогичное действие нитритов (Lhuissier е. а., 1976). Установлено, что при переваривании пищи содержащиеся в ней нитриты снижают запасы витамина А в печени нежвачных животных (крыс, поросят, цыплят). 

Опыты in vitro дают основание полагать, что витамин А и β-каротин могут распадаться под влиянием пищевых нитритов и (или) в желудочно-кишечном тракте. Показано также, что нитриты оказывают влияние на некоторые витамины группы В и на их метаболизм. Содержание витаминов В1 и В6 в некоторых тканях крыс снижается при добавлении в рацион нитритов. Нитриты — предшественники канцерогенных нитрозосоедйнений, и поэтому их способность уменьшать запасы витаминов заслуживает специального внимания.

Показано также, что проявления пищевой недостаточности возникают на почве алкоголизма, который, по-видимому, повышает риск возникновения рака. Многие канцерогенные вещества, а также алкоголь обладают иммунодепрессивным действием, роль которого при канцерогенезе очень велика. Не исключена возможность существования взаимосвязи между иммунодепрессивным эффектом канцерогенов и возникающей при их действии пищевой недостаточностью, однако этот вопрос пока не изучен.

В какой же мере экспериментальные данные о стимулирующем действии пищевой недостаточности при канцерогенезе могут быть отнесены к человеку? Прежде всего необходимо отметить, что при обследовании людей конкретные признаки пищевого дефицита часто выявляются с трудом. Еще сложнее установить взаимосвязь этих проявлений с заболеваемостью указанных категорий людей злокачественными новообразованиями. 

Несмотря на это, удавалось проследить связь между некоторыми формами белковой недостаточности в отдельных районах Африки и Азии, наличием афлатоксинов в пище населения и развитием первичного рака печени. В Норвегии А-авитаминоз в сочетании с курением рассматривается как одна из этиологических причин рака легкого. 

Алкоголизм и наличие канцерогенных веществ в напитках или пище повышают риск возникновения новообразований. Рак глотки связывают с недостатком железа и витаминов в пищевом рационе женщин, а опухоли щитовидной железы — с эндемическими очагами - йодного дефицита. Эпидемиологические исследования отводят значительную роль в этиологии этих форм рака комбинированном у действию пищевой недостаточности и экзогенных канцерогенных веществ.

Экспериментальные исследования создают модели, которые необходимы для анализа причин возникновения некоторых форм злокачественных новообразований у человека. Так, в работах Л. А. Черкеса и соавторов (1960) подчеркивалась аналогия в морфологических изменениях в печени при экспериментальной холиново-белковой недостаточности и у человека при одностороннем питании растительной пищей, белковом дефиците и вызванных ими поражениях, ведущих к возникновению первичного рака этого органа. 

Вызванная в эксперименте недостаточность холина и метионина — хорошая модель для исследований изменений, возникающих в печени человека при алкоголизме и циррозе.

Таким образом; в настоящее время установлена возможность взаимосвязи между обеспеченностью организма необходимыми пищевыми факторами и возникновением доброкачественных и злокачественных опухолей, хотя во многом остается неясным, дефицит каких пищевых ингредиентов служит непосредственной причиной возникновения или развития конкретных новообразований. 

Вместе с тем невозможно согласиться с представлениями, в которых рак рассматривается как болезнь, которая всегда связана с пищевой недостаточностью (Ruth, 1976).

Экспериментальные исследования показали, что одна и та же форма пищевой недостаточности может усиливать бластомогенное действие одних канцерогенов и не оказывать влияние или даже ослаблять — других. 

Коканцерогенное влияние любого пищевого дефицита зависит от вида, линии, пола животного, характера и продолжительности действия бластомогенного фактора. 

Показа-до также, что некоторые формы недостаточности (ограничение калорийности рациона, содержания белка, исключение из его состава отдельных аминокислот) препятствуют возникновению и развитию опухолей. 

Экспериментаторам и клиницистам известно много случаев, когда опухоли в организме возникают при полноценном и сбалансированном питании.

Обнаружение, изучение и устранение некоторых форм пищевой недостаточности в будущем может способствовать профилактике ряда злокачественных новообразований. Рак печени и пищевода в некоторых развивающихся странах связан с хроническим недоеданием, недостатком в питании животного белка, алкоголизмом, курением и вредными привычками. 

Однако и в ряде экономически развитых стран распространенность рака желудка и пищевода зависит от уровня дохода отдельных социальных групп, который определяет возможность потребления молока, яиц, зелени и овощей (Shils, 1971). Поэтому рассматриваемая, проблема имеет и социальные аспекты.


«Питание, канцерогены и рак»,
Б.Л. Рубенчик





Читайте далее: