Исследования, проведенные в нашей клинике как в отношении цельной консервированной крови, так и ее компонентов, показали, что морфологические изменения таких трансфузионных сред могут быть достаточно серьезными. Они выражаются в накоплении фибринно-клеточных микросгустков, изучение природы которых впервые было начато в Советском Союзе профессором Н. Г. Карташевским еще в начале 70 годов.
Наконец, значительная величина операционной кровопотери нередко предполагает проведение массивной гемотрансфузии, при которой для каждого больного, перенесшего внутригрудное вмешательство, становится реальной не только возможность инфекционных осложнений, но и плазменной несовместимости и иммунодепрессии. Последнее может сказаться, наряду с прочими факторами, на репаративных процессах в ране и плевральной полости.
Все это не исключает необходимости сохранения достаточной кислородной емкости крови и ее кислородтранспортных особенностей и заставляет воздействовать на эти факторы с позиций трансфузионной гематологии.
Данные особенности порождают две крайних тенденции в трансфузионной тактике при внутригрудных вмешательствах. Одна состоит в поддержании обычной, для данного больного, массы циркулирующей крови, что само по себе ведет к необходимости значительного по объему, иногда массивного переливания крови.
Вторая — в резком ограничении трансфузионных сред, замене их кровезаменителями. В этой тенденции нашло отражение широкое декларирование положения, высказанного в известном руководстве Моллисона, о возможности восполнения кровопотери до 500 мл одними кровезаменителями.
Последняя тенденция дает возможность защищать, и небезуспешно, предложение использовать в торакальной хирургии аутогемотрансфузию с непосредственным (в момент операции) или предварительным, отдаленным (за 3 — 7 дней) резервированием аутологичной крови.
«Гемокомпонентная инфузионная терапия
и парентеральное питание»,
Л.Л.Костюченко, В.И.Печерский,
Л.Н.Тулупов, Ю.С.Полушин