Минимальная ожоговая доза излучения, по данным различных авторов, колеблется от 0,7 до 2 кал/(см2*с) (от 2,93 до 8,37 Дж/(см2*с) за время мигательного рефлекса, которое принимается равным 0,15 с. При прочих равных условиях вероятность возникновения хориоретинальных ожогов тем выше, чем более прозрачна атмосфера, чем шире зрачок, сильнее пигментация глазного дна и рефракция ближе к эмметропической.
Считается, что в случае применения атомного оружия частота хориоретинальных ожогов в области пятна сетчатки будет небольшой, так как для этого нужно фиксировать взор непосредственно на огненный шар атомного взрыва. Это наиболее вероятно для персонала, ведущего наблюдение за обстановкой, в том числе через оптические приборы [Ham W. et al., 1958].
Как следует из обзоров зарубежной литературы, опубликованных Б. Л. Поляком (1956) и С. Г. Шерашовым (1968), более частыми, хотя и возникающими на значительно меньшем расстоянии от эпицентра взрыва, должны быть световые ожоги кожи лица, век, конъюнктивы и радужки, которые могут встречаться у каждого четвертого пострадавшего при взрыве. При этом, в отличие от термических ожогов, роговица остается мало поврежденной, так как поглощает лишь незначительную часть излучения видимого диапазона.
В 1966 г. W. Noell и соавт. показали в эксперименте на крысах, что повреждение сетчатки может иметь место при длительном воздействии света умеренной интенсивности, недостаточной для образования термического ожога.
В настоящее время известно, что такого рода повреждения возникают за счет воздействия видимого излучения голубой части спектра (400—500 нм), оказывающей на сетчатку специфическое фотохимическое действие. Это дало основание назвать такие повреждения «blue light hazards (повреждения голубым светом)» [Sliney D. et al., 1981].
Имеются косвенные данные о том, что нетермические повреждения при воздействии видимого света могут иметь место и у людей. Так, М. В. Зуева и соавт. (1979, 1985) выявили существенное понижение функциональной активности палочковой и колбочковой систем у рабочих алмазодобывающей промышленности, работающих при высокой освещенности на рабочем месте порядка 5590—6000 лк.
Среди ряда исследователей, изучающих ретинальные эффекты интенсивного освещения, существует мнение, что воздействие света играет определенную роль в старении сетчатки и возникновении некоторых дегенеративных изменений. Эта точка зрения подтверждается большим гистологическим сходством изменений в сетчатке старых людей и изменений, вызванных воздействием интенсивного света.
Однако следует предостеречь от некритического переноса данных экспериментов на животных, полученных нередко в нетипичных для их жизнедеятельности условиях, на человека. В противном случае можно преувеличить опасность действия света окружающей среды на глаза здорового человека.
«Световые повреждения глаз»,
П.В.Преображенский, В.И.Шостак, Л.И.Балашевич