Так, по данным В. Stoll (1976), у больных распространенным раком молочной железы, находящихся в менопаузе до 5 лет, регрессия опухоли достигнута в 10 % наблюдений, а при менопаузе, продолжавшейся более 5 лет, объективная ремиссия зарегистрирована у 24 % больных. Регрессия опухоли отмечена у 49 % больных в возрасте старше 70 лет.
Считаем необходимым еще раз акцентировать внимание на том, что не так важен сам факт времени прошедшего, с момента стойко установившейся менопаузы, сколько объективные показатели гормональной насыщенности.
И в менопаузе лечение эстрогенами допустимо выполнять только у тех больных, данные вагинальных цитограмм которых указывают на атрофический тип мазка.
При показателях вагинальных цитограмм, свидетельствующих о сохраненной, хотя и нерезко выраженной, эстрогенной насыщенности, гормонотерапия эстрогенами противопоказана. Биологическим индикатором воздействия эстрогенов на организм, следовательно, являются данные вагинальных цитограмм [Stoll В., 1976].
Поскольку вагинальные цитограммы являются общедоступным методом определения гормонального уровня больной и могут выполняться во всех без исключения лечебных учреждениях, контроль за проводимой гормонотерапией и, в конкретном случае, эстрогенотерапией необходимо у каждой больной выполнять не реже одного раза в 10—20 дней на первом этапе лечения.
При переходе на поддерживающий режим гормонотерапии кольпоцитологическое исследование и выбор оптимальных доз гормона должны выполняться не реже 1 раза в 3—4 нед.
Для эстрогенотерапии больных раком молочной железы преимущественно используются синэстрол или диэтилстильбэстрол.
«Гормоно-терапия предрака и рака молочной железы»,
Л.Н. Сидоренко