Причиной развития хронической пневмонии может быть исключительно редко теперь встречающаяся малярия. В свое время И. М. Андржеевский (1882) хроническую пневмонию трактовал как проявление системного разрастания интерстициальной ткани при малярии.
Несколько позднее Ютинель (Hutinel, 1909) расценивал этиологию наблюдаемых при малярии изменений в легких как носящую смешанный характер. Свойственные малярии изменения эндотелия сосудов, тромбоз последних и кровоизлияния способствуют, по его мнению, развитию вторичной инфекции.
Примером возможной этиологической (или способствующей заболеванию) роли малярии в происхождении хронической пневмонии является следующее наше наблюдение.
Люда Т., 13 лет, в 9 месяцев заболела малярией, подтвержденной лабораторно. Получила полный курс лечения акрихином, затем противорецидивное; больше приступов малярии не было, но периодически отмечалось покашливание. В 1 год 9 месяцев заболела воспалением легких, которое приняло затяжное течение, а затем повторялось почти ежегодно.
Перенесенная в 9-летнем возрасте корь после 2-летнего перерыва вновь сповоцировала воспаление легких, преимущественно левостороннее. Уже ясно сформировавшаяся пневмония ежегодно, а чаще по нескольку раз в год, давала обострения. Девочка тщательно обследовалась на туберкулез (с отрицательным результатом), подозревался абсцесс левого легкого.
В ноябре 1957 г. было диагностировано поликистозное изменение левого легкого с перифокальным воспалением и проведен курс эндобронхиального введения пенициллина и стрептомицина. Состояние здоровья несколько улучшилось.
В 1958 г. с диагнозом хроническая пневмония III стадии с бронхоэктазами смешанного типа и диффузным умеренно выраженным пневмосклерозом во время очередной ремиссии была направлена в зимний период на климатическое лечение в Гаспру.
Баночная проба у нее в этот период была резко положительная что указывало на поражение эндотелия сосудов.
В санатории, кроме круглосуточного пребывания на веранде, воздушных ванн, гигиенической и лечебной гимнастики и других закаливающих процедур, получала аэрозолетёрапию пенициллином (25 сеансов), УВЧ на грудную клетку (16 сеансов), ультрафиолетовое облучение (14 сеансов).
Общее состояние во время пребывания в Крыму хорошее, обострений не было, хотя аускультативные изменения слева в области нижней доли оставались без изменений. Девочка прибавила в весе 5 кг.
В функции внешнего дыхания заметных сдвигов не произошло, жизненная емкость легких у нее, как и до поездки в санаторий, мало отставала от должной (разница с должной до поездки в санаторий 95 мл, а по возвращении — 94 мл). Показатели задержки дыхания до нагрузки и после нее остались прежние, несколько сниженные против возрастной нормы.
При осмотре осенью 1959 г. девочка практически здорова: температура всегда нормальная, кашля нет, аппетит и сон хорошие, учится без особого напряжения.
Однако при перкуссии слева сзади, начиная с середины лопатки, несколько укорочен перкуторный звук и имеются сухие и в небольшом количестве разнокалиберные влажные хрипы.
«Хронические неспецифические заболевания легких у детей
и их климатическое лечение»,
Е.Н.Третьякова, Н.В.Кобышева