Частный случай (Больная П., 42 лет)

17.02.2011г.

Больная П., 42 лет, по поводу узловатой формы опухоли молочной железы T2N1M0 в феврале 1979 г. подверглась радикальной мастэктомии. Гистологический диагноз: солидная адепокарцинома с метастазом в одном лимфатическом узле. 

Выполнена одномоментная двусторонняя овариэктомия. Между тем показаний, по данным объективного исследования и по типобиологическим особенностям больной, к овариэктомии не было. Через 1 год 8 мес (декабрь 1980 г.) после операции больная направлена на консультацию (из крупного областного центра). В течение этого времени назначался тестостерона пропионат, вначале по 100 мг 3 раза, а в дальнейшем — по 100 мг 2 раза в неделю.

Появились выраженные признаки вирилизации: измененный (с хрипотцой, а иногда и бас) голос, оволосение лица, груди, средней линии живота, изменение роста волос г.а лобке — по мужскому типу, оволосение бедер. Выраженные acne на лице, груди. Анаболические изменения проявились в меднобронзовон окраске лица, изменении формы его по кушингоидпому типу — оно стало лунообразным. Появилось ожирение — больная прибавила в массе на 15 кг. Отеки па лице и конечностях, выраженная одышка. 

Отмечает сильные мышечные боли в области нижних и верхних конечностей. Присоединились постоянная мучительная тошнота, слабость, иктеричпость склер. За истекшее время получила более 18 г (!) тестостерона пропионата. Боли появились и в левой половине грудной клетки. 

Диагностированы метастазы во IIIV ребрах по среднеключичной линии, метастазы в печень. Дозы андрогенов вновь повысили —100 мг 3 раза в неделю. У больной усилились боли за грудиной, отдающие в левую лопатку. Данные ЭКГ выявили ишемические изменения в миокарде.

Исследования в Ленинградском городском онкологическом диспансере: вагинальные цитограммы указали на среднюю степень эстрогенной насыщенности (IIIII, IIIII по Шмитту). И это после такой дозы андрогенов! 

(Видимо, здесь андрогены частично превращались в эстрогены, проявляя свое как центральное, так и периферическое действие). Выявлен высокий уровень кальция в крови (4,0 ммоль/л). Резко выражена диспротеинемия (А/Г коэффицент равнялся 0,7). Так называемые «метастазы» после контрольного рентгенологического исследования расценены как остеопороз. Постепенно, но довольно быстро снижена доза тестостерона пропионата, а затем этот гормон был вообще отменен. 

Назначены: ретаболил, препараты антигистаминного, гепатотропного действия, сердечнососудистые средства, препараты калия, транквилизаторы, поливитамины по схеме, адаптогены. Были назначены также небольшие дозы 1-ДОФА (по 125 мг 4 раза в день), обычные дозы тамоксифена (по 5 мг 4 раза в день) и тиреоидина (0,1 мг/сут).

Через 6 мес «метастазы» в печени исчезли, печень не стала пальпироваться. Больная приобрела вновь женственный вид, лицо — овальную форму. Толстая, отечная кожа стала эластичной. Однако растительность на лице осталась, и больная была вынуждена ежедневно бриться. Осталась растительность и на других частях тела.

Боли в ребрах, конечностях значительно уменьшились. Через 1 год от начала лечения больная стала чувствовать себя еще лучше, объективные метаболические показатели почти нормализовались. Больная похудела, постройнела, голос тоже перестал «срываться». Однако оволосение осталось. В настоящее время (через 4 года и 8 мес) находится под нашим активным наблюдением. Ей постоянно назначается неспецифическая терапия. Признаков рецидивов и метастазов нет.

В лечении этой больной допущено несколько ошибок: 

  1. неоправданная овариэктомия;
  2. назначение колоссальной дозы андрогенов; 
  3. не учтены осложнения, которые могут дать гормоны андрогенного действия; 
  4. в результате неправильной лечебной тактики поставлен фатальный диагноз; 
  5. пренебрежение к негормональным методам лечения. А ведь больная была направлена из крупного областного центра, да еще и сама она — врач.

«Гормоно-терапия предрака и рака молочной железы»,
Л.Н. Сидоренко





Читайте далее: