Синонимы: синдром Криглера-Найяра, желтуха с отсутствием билирубин-диглюкуронида в желчи, дефицит печеночной глюкуронилтрансферазы I типа, негемолитическая гипербилирубинемия.
Минимальные диагностические признаки: персистенция желтухи новорожденных при отсутствии гемолиза, концентрация билирубина в сыворотке крови в пределах 340 ммоль/л, отсутствие билирубиндиглюкуронида в желчи.
Клиническая характеристика
С рождения появляется и интенсивно нарастает желтуха. В крови повышен, уровзнь непрямого билирубина. Печень и селезенка не увеличены. Развиваются симптомы ядерной желтухи: судороги, гиперрефлексия, мышечный гипертонус, симптом «заходящего солнца».
Ядерная желтуха может также провоцироваться недоношенностью и незрелостью, инфекциями, гипоксией. В 75% случаев проявления ядерной желтухи приводят к смерти в течение 5 лет жизни. Физическое и психомоторное развитие детей значительно отстает от нормы. Отсутствует активность глюкуронилтрансферазы печени.
Экскреция глюкуронида после введения ментола, салициламида, n-ацетил-р-аминофенола или радиоактивного тетрагидрокортизона уменьшается до 25% от нормы. Экскреция уробилиногена с фекалиями низкая (40 — 50% от нормы).
Анемии нет. Количество уробилина в моче в пределах нормы, в желчи отсутствует прямой билирубин, функциональные пробы печени патологии не выявляют. Морфологических изменений в ткани печени не отмечается. Характерен выраженный дефицит глюкуронилтрансферазы в печени. Популяционная частота неизвестна.
Соотношение полов — M1:Ж1.
Тип наследования — аутосомно-рецессивный.
Дифференциальный диагноз: другие формы гипербилирубинемии.
«Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование»,
С.И. Козлов, Е.С. Еманова