Процесс адаптации с позиций фазовых закономерностей

11.02.2015г.

Суммируя изложенное, определяем ряд закономерностей в развитии реакций дезадаптации и адаптации. При очень слабых воздействиях практически имеют место только явления адаптации («оперативный покой» по А. А. Ухтомскому), так же для медицины имеют огромное значение симптомы остеохондроза в шейном отделе, основываясь на которых необходимо своевременно назначать правильное лечение, не дожидаясь привыкания и адаптации к боли пациентом. Поэтому постоянно действующие слабые раздражители внешней среды (зрительные, вкусовые, механические и др.) являются для организма адаптогенными и поддерживают его резистентность к повреждающим факторам на каком-то определенном уровне, с несущественными колебаниями, зависящими от условий.

Сущность этого явления заключается в том, что даже при действии очень слабых раздражителей, воспринимаемых организмом, происходит очень кратковременный сдвиг в сторону дезадаптации, который сменяется более выраженным сдвигом в сторону адаптации, что в целом и обеспечивает развитие реакции адаптации. На примере влияния на ЦНС этим объясняется усыпляющее действие шума дождя, шелеста листвы и других монотонных слабых раздражителей. Их устранение вызывает пробуждение. Недаром существует выражение «Проснулся от тишины».

Следует ожидать, что исключение действия раздражителей должно вести к развитию явлений дезадаптации. Это и подтверждают экспериментальные данные. Еще в 1939 г. W. В. Cannon отметил, что денервация ткани сопровождается повышением ее чувствительности к действию раздражителей. Мы получили усиление аллергической воспалительной реакции в участках биохимически денервированной кожи при введении специфического АГ [Волегов А. И., 1965].

При исключении возбуждающих влияний непосредственно, как показал Г. Н. Сорохтин [1963], наступает фаза гиперполяризации (торможение), т. е. развиваются восстановительные процессы, характерные для реакции адаптации. Это явление становится понятным при учете того обстоятельства, что реакция на раздражители, особенно интенсивные, всегда включает в той или иной мере выраженный компонент дезадаптации. Исключение действия раздражителей приводит к значительному преобладанию восстановительных процессов.

В дальнейшем через фазу повышенной чувствительности (которая подобна состоянию дезадаптации) развивается фаза стойкой деполяризации (парабиотического, т. е. вторичного торможения). Устранение привычных, обладающих лабилизующим и положительно трофическим действием раздражителей ведет к снижению лабильности и к развитию состояния парабиоза с выявлением парабиотических фаз [Голиков Н. В, 1962].

Таким образом, исключение возбуждающих влияний приводит непосредственно к развитию явлений адаптации, сменяющихся затем явлениями дезадаптации; действие слабой импульсации на фоне относительного покоя обусловливает эффект адаптации.

Иными словами, в отличие от слабых раздражителей, раздражители средней силы вызывают заметную фазу дезадаптации, которая по прекращению их действия сменяется и более выраженной фазой адаптации. Простейшим примером может быть глубокий сон после утомительной умственной или физической работы.


«Устойчивость организма к злокачественным опухолям»,
А.И. Волегов





Читайте далее: