Передающиеся по наследству (генетически обусловленные) особенности функциональных систем организма (нервной, эндокринной, иммунной), зависящие от них особенности обмена и, в конечном счете, особенности гомеостаза, как на субклеточном уровне, так и в целостном организме, определяют в значительной мере не только состояние противоопухолевой резистентности, но и характер ее изменений (повышение или снижение) при различных воздействиях.
Поэтому исследования в этом направлении имеют важное самостоятельное значение, могут дать материал для профилактических рекомендаций и им в будущем должно уделяться, по нашему мнению, все большее внимание. Приведенный материал не претендует на полный охват этой проблемы.
Он в основном касается только отдельных примеров, относящихся к особенностям состояния различных функциональных систем и к их потенциальным возможностям при генетически обусловленной высокой и низкой устойчивости организма к возникновению злокачественных новообразований. Переходим к изложению материала.
В опытах И. С. Зарецкой (1973) под влиянием введений синестрола у мышей линии СЗН/Не в молочной железе наблюдалось повышение синтеза Н-субъединиц ЛДГ (анодная фракция), у мышей линии С57Вl/6, напротив, при этом увеличивалось содержание М-субъединиц (катодная фракция).
Вместе с тем у высокораковых мышей линии СЗН/Не, являющихся носителями онкогенного вируса, под влиянием синестрола в большей степени усиливалось образование эпителиальных структур. Эти данные совпадают с результатами исследований С. Нанди (1963), который показал, что присутствие онкогенного вируса в организме генетически к нему восприимчивых мышей линии C3H/Crgl способствует развитию дольчатоальвеолярной структуры и секреции молока в ткани молочных желез.
Для этого кастрированным животным по определенной методике вводили эстрадиол в сочетании с прогестероном и соматотропным гормоном. Таким образом, само присутствие онкогенного вируса изменяет состояние реактивности функциональных структур.
Влияние канцерогенных факторов как вирусной, так и химической природы на функциональное состояние организма в зависимости от его генотипа существенно различается. Так, по данным
А. В. Шубиной (1973), введение вируса Раушера чувствительным к нему мышам линии BALB/c сопровождается повышением активности катодных фракций только в сыворотке крови, тогда как введение того же вируса резистентным к нему мышам линии С57Вl/6 обусловливает повышение активности этих фракций в лимфатических узлах и сыворотке крови.
Указанные изменения содержания ЛДГ в лимфатических узлах у мышей линии С57Вl/6, видимо, являются отражением защитной реакции. При наблюдении за состоянием иммунокомпетентных органов в поздние сроки химического канцерогенеза при отсутствии существенных изменений в лимфатических узлах, селезенке и сыворотке у мышей линии СЗНА увеличивалась активность анодных фракций ЛДГ (Н-субъединиц); у мышей линии С57В1/6, у которых опухоли появлялись значительно быстрее, отмечалась тенденция к увеличению катодных фракций.
Сопоставление этих фактов, по нашему мнению, свидетельствует о различных реакциях на канцерогены у животных одного вида (разных линий), и о том, что потенциальные возможности иммунной системы у животных одной линии могут быть достаточными для подавления вирусного канцерогенеза и недостаточными для подавления химического канцерогенеза. Причем более высокий уровень иммунной реактивности проявляется в стимуляции химического канцерогенеза.
«Устойчивость организма к злокачественным опухолям»,
А.И. Волегов