Этот вопрос мы изучали на основании гистологического1 исследования иммунокомпетентных органов и других материалов.
Гистологическому исследованию подвергали органы неполовозрелых (в возрасте 1 мес) и половозрелых (в возрасте 2 1/2—3 меc) мышей линий С3Н/Не и С57Вl/6. Забой животных производили на 12-й день после введения ПАФ в подушечку лапки.
У мышей линии BALB/c, у которых противоопухолевая резистентность в результате воздействия ПАФ существенно повышалась, отмечались морфологические изменения тимуса, обеспечивающие значительную выраженность тимусзависимых реакций (значительное преобладание коркового вещества над мозговым), которые играют, как известно, важную роль в противоопухолевой защите.
Одновременно мы наблюдали увеличение белковых фракций крови, в которых содержатся цитотоксические АТ и уменьшение фракций, включающих АТ, усиливающие опухолевый рост [Волегов А. И. и др., 1978] при незначимом (менее чем в 1 1/2 раза) уменьшении индекса, выражающего отношение количества лимфоцитов крови к количеству палочкоядерных нейтрофилов (индекс Бредекка).
В отличие от этого у мышей линии С3Н/Не, применение которым того же препарата обусловило снижение противоопухолевой резистентности, выявлены изменения, характерные для угнетения функции тимуса (резкое обеднение его лимфоидными элементами и стирание рисунка строения органа), а со стороны селезенки, регионарных и забрюшинных лимфатических узлов изменения, характерные для продукции АТ (гиперплазия фолликулов, явления плазматизации), что сочеталось со значительным уменьшением индекса Бредекка.
Вместе с тем у мышей линии С3Н/Не, подвергнутых действию ПАФ, не отмечено достоверных изменений в относительной выраженности белковых фракций сыворотки крови, включающих усиливающие и тормозящие развитие опухоли АТ (точнее АТ, с которыми преимущественно связывается такое влияние).
Возможно, что снижение противоопухолевой резистентности у мышей данной линии при воздействии ПАФ в основном связано со снижением уровня клеточного иммунитета (чему соответствует и незначительная выраженность второй тимусзависимой реакции на ПАФ).
Для мышей линии С57Вl/6, у которых, как и у мышей линии С3Н/Не, наблюдалось снижение противоопухолевой резистентности, но менее выраженное, изменения тимуса характеризовались не обеднением, а напротив, трансформацией органа в лимфоидную при наличии изменений в регионарных и забрюшинных лимфатических узлах, характерных для продукции АТ.
При этом у мышей линии С57Вl/6 наблюдалось увеличение фракции белков, включающей усиливающие опухолевый рост АТ, при уменьшении фракции, в которой содержатся защитные противоопухолевые АТ. Это дает основание считать, что хотя у мышей этой линии и активировались процессы клеточной противоопухолевой защиты, но одновременно усиливалась также роль компонентов иммунной реактивности, способствующих опухолевому росту, которые доминировали.
Сказанное подкрепляется и тем обстоятельством, что у мышей линии С57Вl/6 в ранние сроки после воздействия ПАФ наблюдается, как уже указывалось, относительно высокая аллергическая реактивность к туберкулину.
Приведенный анализ особенностей реактивности мышей линий С57Вl/6 и С3Н/Не свидетельствует о том, что в основе снижения устойчивости организма к возникновению опухолей могут лежать различные механизмы. В дальнейшем мы увидим, что различные механизмы могут лежать и в основе повышения противоопухолевой резистентности.
1Гистологические исследования выполнены совместно с проф. А. С. Ягубовым и д. биол. наук К. Г. Щитковым.
«Устойчивость организма к злокачественным опухолям»,
А.И. Волегов