На функцию легких влияют и деформации грудной клетки вторичного порядка. Они способствуют развитию преимущественно ингерстициальных пневмоний, текущих латентно, часто долго невыявляемых, пока не присоединится микробная пневмония и не появится достаточно физикальных данных. Примером может служить история болезни Гены О.
Гена О., 12 лет, живет в хороших материально-бытовых условиях, наследственных отягощений не имеется. Родился первым по счету у здоровых молодых родителей; вес при рождении 3150 г. Период новорожденности протекал вполне удовлетворительно, ребенок хорошо сосал и достаточно прибывал в весе, но уже на втором месяце жизни была обнаружена деформация позвоночника, а в возрасте 1 года — асимметрия лица и несколько позднее грудной клетки, правая половина которой стала несколько выступать у грудины.
В 1 год 2 месяца был установлен диагноз врожденной аномалии развития в виде наличия добавочного клиновидного позвонка (между XI и XII грудными позвонками). С тех пор деформация грудной клетки стала нарастать. Мальчик жил в хороших климатических условиях, рахитом не болел, хотя первые зубы появились только в 10 месяцев. Ходить начал в 1 год 3 месяца.
Перенес инфекционный гепатит в 1 год 9 месяцев, ветряную оспу в 2,5 года, коклюш в 3 года, инфекционный паротит в 0,5 года, скарлатину и корь, осложненную пневмонией, в 4 года. Инфекционные заболевания протекали сравнительно легко.
С 5 лет начал ежегодно болеть катарами верхних дыхательных путей. В 7 и 10 лет перенес пневмонию, которая оба раза протекала легко и не требовала госпитализации. В 10,5 лет перенес вирусный грипп; выявился хронический тонзиллит. Упорно и длительно держалось увеличение нескольких групп периферических лимфатических узлов (особенно шейных). Туберкулиновые пробы всегда были отрицательны.
Ребенок часто «беспричинно» лихорадил, отставал в весе; мускулатура развита хорошо, так как мальчик занимается лечебной гимнастикой и спортом. В последние годы он часто жаловался на головные боли, плохой аппетит и повышенную утомляемость. При каждом переезде в новые климатические условия (в связи с профессией отца) интоксикация усиливалась, появлялся длительный субфебрилитет, как это мы могли наблюдать в 1955 г. по приезде семьи в Уфу.
Однажды проводилось даже специфическое противотуберкулезное лечение (фтивазид, ПАСК, стрептомицин), которое купировало субфебрилитет, но не очень быстро и эффективность не была особенно разительной.
В связи с перенесенными инфекционными заболеваниями и наличием деформации грудной клетки, неблагоприятно отражающейся на крово- и лимфообращении, у ребенка постепенно выявились явления хронической интерстициальной пневмонии, подтвержденной рентгенологически.
Мальчик был нами направлен в летний период в санаторий в Гаспру, где окреп, посвежел, но вырос только на 0,5 см, в весе не прибыл. Жизненная емкость легких, бывшая в пределах нормы, несколько увеличена (на 177 мл против должной).
«Хронические неспецифические заболевания легких у детей
и их климатическое лечение»,
Е.Н.Третьякова, Н.В.Кобышева