Наши наблюдения и изучение анамнеза детей, страдавших хронической пневмонией, наглядно показали, как заболевание, начавшееся очень часто у ослабленных детей в раннем периоде жизни (на 1 — 3-м году) в виде «невинного» катара верхних дыхательных путей, бронхита или даже легко перенесенной острой инфекции, незаметно для окружающих при повторениях, наслаивании новой инфекции переходит в хроническое страдание.
Периоды относительного благополучия сменяются кратковременными обострениями, расценивающимися часто как самостоятельное заболевание. В анамнезе передки указания па 5 — 8 и даже 15 — 16 раз перенесенное воспаление легких. С каждым разом оно все больше и больше отражается на общем состоянии здоровья, влечет за собой значительные биохимические сдвиги и морфологические изменения.
Исходное состояние у многих заболевших детей было неблагоприятным. Так 16% детей родились недоношенными, из двоен или с весом ниже 2700 г. Болезни новорожденных перенесло 8% детей. У некоторых детей сочетались оба эти фактора. Приведем вкратце следующее наблюдение.
Оля В. родилась одной из двойни, имея вес 1 кг 600 г. Второй ребенок из двойни умер на 8-е сутки. Оля в связи с заболеванием пневмонией была переведена из родильного дома в детскую клиническую больницу, долго и тяжело болела. Отец девочки страдает абсцессом легких, старший брат — хронической пневмонией. Оля также с первого года жизни переносит частые воспаления легких, причем после перенесенных в 2 года коклюша и в 3 года кори заболевание уже перешло во II стадию, в настоящее время, к 9 годам жизни, в III стадию хронической пневмонии.
В анамнезе часто имеются указания на перенесенный рахит, на искусственное вскармливание. Однако и некоторые крепкие, здоровые дети молодых и здоровых родителей, попав в неблагоприятные бытовые условия, уже в первые месяцы или на первом году жизни заболевали рахитом, хроническими катарами верхних дыхательных путей, чаще всего в виде назофарингитов, у них развивалось состояние гипотрофии.
Наряду с этим мы нередко наблюдали и такие случаи, когда семья ребенка живет в хороших материально-бытовых условиях, но быт и питание своих детей организует неправильно. Нередко в комнате, где живет ребенок, нет форточек или фрамуг, проветривание осуществляется через входную дверь, окружающие позволяют себе курить в комнате.
Многие дети уже на первом году жизни и позднее страдали экссудативным диатезом, нейроартритизмом, экземой и нейродерматитами невыясненной этиологии. Последние особенно часто наблюдались у тех детей, которые страдали хронической пневмонией и бронхиальной астмой. Некоторые дети были инфицированы туберкулезом.
В анамнезе детей, больных хронической пневмонией, значительно чаще, чем в анамнезе здоровых детей или страдавших другими болезнями, можно было обнаружить у родителей или близких родственников туберкулезную инфицированность, алкоголизм, хронические заболевания легких, язвенную болезнь, гипертонию.
Обращает на себя внимание наличие и «перекрестной» патологической наследственности: у отца, страдавшего бронхиальной астмой, ребенок болен хронической пневмонией, а в семье, где дед страдал эмфиземой, а отец бронхоэктатической болезнью, ребенок болен бронхиальной астмой.
Вопреки высказываемому Н. В. Готман мнению, что дети, больные хроническим воспалением легких, «обыкновенно единственные больные в семье», тогда как туберкулезные заболевания носят «семейный» характер, мы наблюдали и «семейные» хронические заболевания легких. Так, у Оли В. отец страдал абсцессом легкого, а брат 12 лет хронической пневмонией II стадии. По-видимому, общность влияния неблагоприятных бытовых условий действует в одном направлении.
«Хронические неспецифические заболевания легких у детей
и их климатическое лечение»,
Е.Н.Третьякова, Н.В.Кобышева