Характеристика моноимпульсового рубинового лазера «Ятаган»

25.03.2015г.

Длительность импульса в нем укорочена до 50—70 не, что позволило в максимальной степени использовать эффект механического разрушения ткани. Это определило преимущественную область применения лазера для пробивания отверстий в трабе- куле, радужке, капсуле хрусталика и других образованиях глаза. Его создание явилось началом кардинально нового направления в лазерной терапии.

В последние годы это направление обеспечивается за счет создания YAG-лазеров, имеющих значительно лучшие экспуатационные характеристики (модели OPL-4 фирмы «Rodenstock», 9900 фирмы «Coherent», «Cilac-201» фирмы «Cilas Alcatel» и др.).

П. С. Авдеев и соавт. (1978) обосновали возможность использования для лечения заболеваний роговицы инфракрасного излучения с длиной волны 1,54 мкм, которое полностью поглощается в ее слоях и может быть использовано без риска повреждения глубжележащих оболочек. Ими же создан работающий на этой длине волны импульсный корнеосклеральный коагулятор на стеклянном иттербий-эрбиевом лазере [Авдеев П. С. и др., 1979]. Показана эффективность использования лазера для лечения эпителиально-эндотелиальной дистрофии роговицы, новообразований век и конъюнктивы, птеригиума и аномалий рефракции [Волков В. В. и др., 1983; Сорокин А. С., 1983].

Опыт эксплуатации импульсных рубиновых лазеров показал, что вместе с рядом достоинств по сравнению к ксеноновыми коагуляторами они также имеют и существенные недостатки. Главным из них является постоянная длительность импульса, которую невозможно регулировать. Вследствие этого эффект воздействия можно дозировать только за счет изменения энергии излучения. Однако при необходимости повышения энергии в импульсе создается опасность взрыва ткани из-за парообразования в очаге воздействия, что может быть причиной внутриглазных кровоизлияний и других осложнений.

Кроме того, излучение рубинового лазера очень чувствительно к изменениям температуры, поэтому энергия на выходе даже при хорошей системе охлаждения существенно варьирует от импульса к импульсу. В пределах пятна ожога также имеется неравномерное распределение энергии за счет возникновения микропиков разной мощности, которые излучаются из различных участков зеркала кристалла, что порождает «горячие точки» и может представлять опасность при коагуляции несколько расфокусированным лучом.

Наконец, красное излучение рубинового лазера почти не поглощается кровью и не может быть использовано для коагуляции сосудов и других образований, содержащих гемоглобин. Все это стимулировало дальнейшие поиски, которые шли по линии изучения возможности использования для офтальмологических целей газовых лазеров непрерывного излучения.

В результате этой работы к 1968 г. в США были созданы опытные образцы офтальмокоагуляторов, в которых в качестве активной среды применен аргон [L’Esperange F., 1968; Little Н. et al., 1970].


«Световые повреждения глаз»,
П.В.Преображенский, В.И.Шостак, Л.И.Балашевич





Читайте далее: