За довольно короткий срок увлечение «половым» хроматином в онкологической практике стало столь сильным, что некоторые авторы по количественному определению полового хроматина определяли как показания к овариэктомии, так и выбор того или иного метода гормонотерапии. Как за рубежом, так и в отечественной литературе появились сообщения, что содержание полового хроматина в опухоли можно установить при срочном гистологическом исследовании.
Иными словами, после мастэктомии рекомендовалось сразу же исследовать «пол опухоли» и решать вопрос об одномоментной овариэктомии.
Со временем накопились фактические данные, свидетельствующие о том, что половой хроматин является косвенным показателем опухолевой прогрессии, т. е. степени се апаплазии и, соответственно, гормоночувствительности.
Многие патоморфологи считали, что термины «мужской тип опухоли» и «женский тип опухоли» неправомочны. Появились и другие определения: «баррположительные», «промежуточные» и «барротрицательные» опухоли. Одни авторы полагали, что к баррположительным опухолям следует относить такие, в ядрах которых обнаруживается более 3—5 % «ядерных сателлитов». Другие же настаивали на том, что «женский ядерный пол» может быть только при опухолях, в ядрах которых содержится 50 % и более «ядерных сателлитов».
По мере накопления фактов были высказаны мнения [Зусь Б. А., 1975, и др.], что окраска гематоксилином и эозином не дает объективных данных о содержании полового хроматина. Только гистохимический метод Фейльгена (Feulgen) дает полное представление о содержании полового хроматина. Методика очень сложна, подсчет выполняется не менее чем в 300—500 клетках.
«Гормоно-терапия предрака и рака молочной железы»,
Л.Н. Сидоренко