Так, в частности, при сопутствующих соматических заболеваниях, при хронических почечных заболеваниях [Merimee Т., 1982] создаются условия, при которых изменяется связывание гормонов с мишенями. У больных с уремией нарушается связывание глюкагона и инсулина гормональными рецепторами в печени.
При ожирении, при состоянии калорийной избыточности отмечается уменьшение инсулиновых рецепторов, появляется устойчивость к инсулину.
Таким образом, при выборе гормонотерапии, помимо определения эстрогенных рецепторов в опухоли, следует (как полагают R. Obrist, J. Obrecht, 1983), и с этим нужно согласиться, учитывать совокупность клинических характеристик больной и данных лабораторных методов исследования.
Ведь приблизительно только половина больных раком молочной железы, опухоли которых содержат рецепторположительные комплексы, являются гормоночувствительными.
С другой стороны, часть больных, у которых рецепторы стероидных гормонов в опухолях не обнаруживаются, оказываются реагирующими на многие виды гормонотерапии и под воздействием гормонотерапии живут долгие годы.
Почему? Все эти вопросы требуют уточнения; тем не менее не следует отказываться от комплексного лечения больных с любыми показателями рецепторов стероидных гормонов.
«Гормоно-терапия предрака и рака молочной железы»,
Л.Н. Сидоренко