Ткани молочных желез [Wittliff I., Savlov E., 1978] содержат специфические рецепторы андрогенов, эстрогенов, глюкокортикоидов и прогестинов. Для определения рецепторов стероидных гормонов предложено много различных методов, которые достаточно подробно описаны в обзорах Н. В. Ельциной (1982), Н. И. Трапезникова и соавт. (1982), К. Pollow (1981), R. Obrist (1983).
Считается, что присутствие рецепторов эстрогенов в опухолях молочных желез свидетельствует об их чувствительности к экзогенным эстрогенам. Е. Iensen и соавт. (1981) было высказано предположение, свидетельствующее о возможности при определении эстрогенорецепторов предсказания реакции опухоли на лечение эстрогенами.
В дальнейшем [Maillot V. et al., 1979; Ioannidos C. et al., 1982, и др.] была установлена прямая зависимость эффективности гормонотерапии от содержания в органахмишенях стероидных гормонов. Считается, что у 35—85 % больных имеются рецепторположительные (РЭ+) опухоли [Ельцина Н. В., 1982; Shingelton W., 1978; Fazekas A., McFantane S., 1982].
Следует оговорить, что к ним относятся раки молочной железы, содержащие более 10 фмоль/мг белка, причем для более надежного подсчета целесообразно определение их не только в цитоплазме, но и в ядре клетки.
По вопросу о связи между гистологическим строением опухоли и количественным содержанием рецепторов стероидных гормонов нет единого мнения. Так, К. Antoniades, H. Spector (1979) установили, что в опухолях, исходящих из долек молочной железы, рецепторы эстрогенов (РЭ+) содержатся значительно чаще по сравнению с опухолями, возникающими из других элементов молочной железы.
На то, что лобулярные карциномы богаче РЭ+ по сравнению с протоковыми раками, указывают V. Eusebi и соавт. (1981).
«Гормоно-терапия предрака и рака молочной железы»,
Л.Н. Сидоренко