В. Stoll (1976) отмечает, что одним из диагностических тестов, позволяющим прогнозировать чувствительность опухоли к гормонотерапии, является измерение температуры кожи над опухолью и даже с помощью специального зонда в самой опухоли (!). Предполагается, что при снижении температуры во время гормонотерапии в опухоли происходят явления регресса.
Таким образом, необходимо подчеркнуть, что, несмотря на разнообразие предложенных и перечисленных выше тестов, вопрос о прогнозировании эффективности гормонотерапии до настоящего времени далек от разрешения.
Поэтому, как мы полагаем, не следует пренебрегать более доступными и менее дорогостоящими, хотя и косвенными, диагностическими тестами, которые могут оказать существенную помощь при определении как характера, так и ритма гормонотерапии.
Сопоставление данных, полученных радионммунологнческими методами, с результатами использования обычных методов определения гормонов в моче позволило [Жмакин К. Н. и др., 1980] установить коррелятивные связи между ними. При этом подчеркивается, что такие методы определения гормонального уровня, как измерение базалъной температуры, колъпоцитологическое исследование, являются наиболее приемлемыми для широкого использования в общеврачебной практике.
В. М. Брамберга и соавт. (1983) подчеркивают, что кольпоцитограммы, выполняемые по широко известным методикам, позволяют вносить коррекцию в проводимую гормонотерапию.
Все же определение уровня в крови и экскреции с мочой ряда гормонов — пролактина, тиреоидных, прегнандиола, ФСГ, ЛГ, эстрогенов, катехоламинов, глюкокортикостероидов, а также некоторых показателей белкового и липидного обмена является полезным ориентиром в коррекции гормональных методов лечения мастопатии и рака молочной железы.
Таким образом, оценка фона, на котором возникает мастопатия и существует рак молочной железы, служит основой для выбора консервативной терапии.
«Гормоно-терапия предрака и рака молочной железы»,
Л.Н. Сидоренко