Рецепторы глюкокортикоидов обнаруживаются приблизительно у 50 % больных с опухолями молочных желез [Allegra J. et al., 1979] и чаще сочетаются с эстрогенпозитивными комплексами клеток.
Исследуя больных генерализованным раком молочной железы J. Holdaway, S. Skinner (1981) установили, что прогнозировать эффективность гормонотерапии с большой точностью возможно при наличии сведений о РЭ. Показатели других рецепторов, в равной степени как и содержание кортикостероидных гормонов в моче, прогностического значения не имеют.
Отсутствие рецепторов эстрогенов в первичной опухоли молочной железы, независимо от других прогностических факторов (размер опухоли, локализация, число метастатических лимфатических узлов в подмышечной области, возраст больных, наличие или отсутствие адъювантной химиотерапии), по мнению W. Knight и соавт. (1977), является неблагоприятным фактором, позволяющим предполагать раннее и частое появление рецидивов рака молочной железы.
Так, при ЭР(—)опухолях, несмотря па комплексное, адекватно проведенное лечение, в течение последующих 18 мес в 34 % наблюдений обнаружены рецидивы. При ЭР (+) опухолях рецидивы в эти же сроки появились у 14 % больных.
У больных с метастазами в регионарных лимфатических узлах продолжительность безрецидивного периода была в 2 раза короче. Наблюдая на протяжении 28—59 мес больных, подвергшихся радикальной мастэктомии, J. Howat, D. Barnes (1981) пришли к выводу, что для тех, у кого не было метастазов в регионарных подмышечных лимфатических узлах, и больных, у которых морфологически были найдены метастазы в четырех и более подмышечных лимфатических узлах, прогностической роли наличие или отсутствие ЭР не играло.
«Гормоно-терапия предрака и рака молочной железы»,
Л.Н. Сидоренко