С ребенком школьного возраста следует провести ряд таких бесед, которые выработали бы у него по возможности спокойное отношение к приступам.
Ребенок должен знать, что хотя приступы и тяжелы, но от них не умирают, что от его воли и закалки много зависит, что требуется в основном не «чудодейственное» лекарство, а определенное его поведение, его умение управлять актом своего дыхания. Ему надо объяснить, отчего происходят затруднение выдоха, рассказав попутно о том, что эти приступы можно хорошо научиться переносить.
Надо внушить ребенку, что он избавится от приступов, но для этого требуется и его помощь, посоветовать хорошо освоить дыхательную гимнастику и другие разновидности специально для него подобранных упражнений, рекомендовать совершенствовать моторику своей речи, заниматься декламацией, пением.
Лечащий врач выбирает средства, купирующие приступ, на основании внимательного наблюдения за ребенком.
Средства эти общеизвестны: адреналин, который вводят подкожно, эфедрин, действующий медленнее, но более продолжительно, причем его можно применять и внутрь, повторяя прием через 5 — 6 часов (3 — 4 раза в сутки).
Хорошо сочетать эти средства с небольшими дозами люминала, устраняющего побочные явления, связанные с приемом адреналина или эфедрина, если таковые имеются. П. И. Ильинский (1959) побочного действия симпатикотропных веществ никогда не наблюдал, не приходилось видеть их и нам.
Весьма эффективным средством, по мнению С. Г. Звягинцевой (1958), является эуфиллин, который не дает побочных явлений и может применяться внутрь пли в свечах 2 раза в сутки (длительность его действия до 9 — 10 часов). Аналогичное действие оказывает теофиллин.
«Хронические неспецифические заболевания легких у детей
и их климатическое лечение»,
Е.Н.Третьякова, Н.В.Кобышева