Связь между канцерогенными веществами в пище и раком у человека

28.07.2011г.

Канцерогенность всех посторонних веществ, загрязняющих пищевые продукты, была установлена в опытах на животных. Поэтому возникает главный вопрос, могут ли эти вещества вызывать опухоли у человека и какова их роль в этиологии рака.

В настоящее время накоплены косвенные и прямые доказательства бластомогенной опасности для человека многих веществ, вызывающих в эксперименте злокачественные новообразования.

В монографии Л. М. Шабада (1973) убедительно показано, что эпоха экспериментального изучения канцерогенности химических веществ началась после обнаружения различных форм профессионального рака у человека: опухолей кожи, легких, мочевого пузыря, кроветворной ткани. Вызвавшие их канцерогенные факторы — каменноугольный пек, деготь, асбест, мышьяк, анилиновые красители или радиоактивное излучение — оказались бластомогенными и для животных. Как указывает Л. М. Шабад, рак человека был перенесен на животных и поэтому совершенно оправдан и обратный перенос. За последние несколько лет появились прямые доказательства справедливости этого положения. Недавно их обобщил Томатис (Тотаtis) в своем докладе, посвященном возможности использования результатов экспериментальных исследований для профилактики рака у человека1.

Так, химические вещества: диэтилстильбестрол, 4-аминодифенил, винилхлорид, β-нафтиламин, бис (хлорметил) эфир, полихлордифенилы и другие — вызывают злокачественные опухоли различных органов у человека. Канцерогенность этих веществ вначале была установлена в опытах на животных, но по разным причинам эти результаты не привлекли достаточного внимания и использование этих канцерогенов было запрещено только после того, как злокачественные новообразования возникли у людей.

Положительная корреляция развития опухолей у животных и человека прослеживается и при изучении зависимости между дозами, продолжительностью их действия на организм и латентным периодом возникновения опухолей.

По-видимому, человек, как и животные, особенно чувствителен к бластомогенным воздействиям в период беременности и в ранние сроки после рождения.

На причинную связь между канцерогенными веществами в пище и раком у человека указывают эпидемиологические исследования, посвященные изучению заболеваемости людей злокачественными новообразованиями. 

В настоящее время не вызывает сомнений этиологическое значение факторов внешней среды и питания, в частности, в генезе рака человека. В нашу задачу не входит анализ очень большого числа работ, посвященных взаимосвязи факторов питания и рака пищевода, желудочнокишечного тракта, печени, молочных желез, желчного пузыря и других локализаций. Результаты последних исследований в этом направлении содержат материалы симпозиума2 «Питание и рак», памяти Гриффитса (США, Атлантик Сити, 1975) и конференции3 «Питание и причины рака» (США, Ки Бискайн, 1975). Новые данные подтверждают ранее установленные факты о зависимости между условиями питания населения отдельных районов планеты и заболеваемостью раком. 

Миграция отдельных национальных или этнических групп приводит к изменению питания, что в свою очередь изменяет частоту и локализацию возникающих опухолей, приближая их к показателям, характерным для коренного населения районов, куда переселились иммигранты. В связи с этим возникает вопрос, могли ли некоторые посторонние вещества в пищевых продуктах, проявивших канцерогенность, послужить причиной развития злокачественных новообразований у людей?

В монографии Л. М. Шабада (1973) содержится анализ большого числа работ, в которых описана зависимость между потреблением отдельными группами населения копченых рыбных или мясных продуктов, содержащих БП, и заболеваемостью раком. Автор и сотрудники установили повышение частоты поражения раком пищеварительного тракта у работников рыбокоптильных и мясоколбасных предприятий, которые потребляли больше копченых продуктов, чем окружающее население. 

В приморских рыбачьих поселках вдоль побережья Рижского залива, где в большом количестве употребляют в пищу копченую рыбу, заболеваемость раком пищеварительного тракта выше в 3,5 раза, раком органов дыхания и кожи — в 2,8 раза, а остальных локализаций — только в 1,3 раза, чем у населения отдаленных от моря районов. В ряде других районов СССР также была установлена прямая зависимость между уровнем заболеваемости раком желудка и пищевода и количеством потребляемых копченостей. Вместе с тем некоторые отечественные и зарубежные исследователи не обнаруживали такой зависимости, а иногда в копченых продуктах содержались относительно невысокие концентрации БП

Оценивая противоречивость этих результатов, Л. М. Шабад все же считает, что «…можно считать доказанным, что по крайней мере в некоторых случаях примесь к пищевым продуктам БП может сыграть роль в возникновении злокачественных опухолей у человека».

1 Доклад на конференции, посвященной 100-летию экспериментальной онкологии. М., 1976.
2 Federation Proceedings, 1976, vol. 35, N 6.
3 Cancer Res., 1975, vol. 35, N 11, p. 2.

«Питание, канцерогены и рак»,
Б.Л. Рубенчик





Читайте далее: