Таким образом, мы допускаем, что следствие принимается за причину. Иными словами, низкая аллергическая реактивность у больных раком еще не исключает того, что состояние аллергии способствует снижению сопротивляемости организма развитию опухоли.
Вместе с тем, как мы уже отмечали, основываясь на фактах, изложенных в первой главе (у мышей линии С57Вl/6, отличающихся относительно высокой аллергической реактивностью, более высокие, чем у других линий мышей, показатели состояния клеточного иммунитета), возможно и такое положение, что наряду с аллергизацией организма, отрицательно влияющей на его сопротивляемость развитию злокачественных новообразований, активируются и иммунные реакции, лежащие в основе противоопухолевой защиты.
Сдвиг в сторону снижения или повышения противоопухолевой резистентности организма может зависеть от соотносительной выраженности этих процессов. Поэтому, даже если действительно при аллергических состояниях у людей повышается устойчивость организма к возникновению опухолей, это еще не доказывает, что ответственным за такое повышение является именно аллергический компонент реактивности.
С этих позиций находят объяснение данные М. Munzarova и соавт. (1975) о том, что у родственников людей с аллергическими явлениями распространенность злокачественных заболеваний меньшая, чем у остального населения. Однако в таких случаях более правильно говорить об устойчивости к возникновению опухолевого процесса не при наличии самой аллергии, а при наличии предрасположенности к ее возникновению. Предрасположенность организма к аллергии может являться показателем функциональной активности иммунной системы вообще, независимо от того, влияет ли сам по себе аллергический компонент реактивности положительно или отрицательно на механизм иммунной защиты организма (а следовательно, и на устойчивость организма к образованию опухолевого процесса).
Н. М. Бережная и С. И. Алкут в монографии «Биологическая роль IgE» (1983) приводят и другие факты, свидетельствующие, по их мнению, о положительном влиянии аллергических состояний на противоопухолевую резистентность. Наличие рецепторов, идентичных IgE не только у В-лимфоцитов, но и у Т-лимфоцитов, появление специфических к АГ опухоли Е-АТ, способность макрофагов, лимфоцитов, моноцитов «вооружаться» против опухоли, фиксируя на поверхности через Fc-рецептор специфические противоопухолевые Е-АТ; способность базофилов образовывать инфильтраты, которые привлекают другие факторы иммунитета.
Однако и эти доводы вызывают существенные возражения (которые не опровергают существования описанных механизмов в принципе).
«Устойчивость организма к злокачественным опухолям»,
А.И. Волегов