27.12.2014г.
-
При постановке туберкулиновых проб на фоне хронической реакции на ПАФ и в ближайшие сроки после применения канцерогена (через 2—4 дня) наблюдалось снижение выраженности аллергических реакций. При постановке проб в более отдаленные сроки после применения канцерогена аллергическая реактивность у подопытных животных восстанавливалась. Такая закономерность видна из данных, представленных графически на рисунке ниже. Аналогичные результаты мы получили и в других экспериментах. Таким образом, в хроническом периоде реакции на ПАФ, когда аллергическая реактивность снижается, воздействие канцерогеном приводит в первые дни к еще большему ее угнетению. При этих условиях, как мы видели, не только не наблюдается снижения резистентности к онкогенному действию канцерогена у подопытных животных по сравнению с контрольными, но и, напротив, может иметь место ее повышение.
Смотрите раздел - Изменения устойчивости организма к опухолям в процессе иммунной перестройки
-
Угнетения аллергической реактивности при постановке туберкулиновых проб через 2—4 дня после применения канцерогена не наблюдалось, если его при этом вводили через 10—14 дней после применения ПАФ (т. е. в период острой реакции), что сочетается со снижением противоопухолевой резистентности организма. В этих опытах, как и при постановке туберкулиновых проб на фоне острой реакции на ПАФ без применения канцерогена, туберкулиновые реакции были очень высокими, течение их затягивалось, и аллергическое воспаление, обусловленное введением туберкулина, нередко переходило в аутоаллергическое воспаление суставов.
-
Как видно из рисунка ниже, развитие аллергического воспаления на туберкулин способствует развитию аутоаллергичеокого воспаления суставов (адъювантного полиартрита) при постановке проб в подушечку лапки в острый период реакции на ПАФ. Об этом свидетельствует большая выраженность воспалительной реакции на стороне введения туберкулина через несколько суток после постановки проб и более выраженная остаточная костно-суставная деформация лапки по сравнению с противоположной лапкой, в области которой никаких вмешательств не производилось (т. е. там, где протекало только содружественное воспаление суставов).
Смотрите рисунок - Течение аллергических реакций при постановке туберкулиновых проб в остром периоде реакции на ПАФ, а также в хроническом ее периоде до и после введения канцерогена
-
Если ПАФ применяли на фоне действия канцерогена (через 10 дней после его введения), то при постановке туберкулиновых проб в остром периоде реакции выраженность аллергического воспаления была меньшей, чем в случаях, когда канцероген вообще не применяли или его вводили в остром периоде реакции на ПАФ. При этом аллергическое воспаление сопровождалось развитием аутоаллергического воспаления суставов лишь в единичных случаях и оно было мало выраженным. Если ПАФ на фоне действия канцерогена вводили не в подушечку лапки, а подкожно, то аллергические реакции при аналогичных условиях были еще менее выраженными, и полиартрит в таких случаях не возникал. Согласно данным, изложенным в соответствующем разделе, у таких животных снижение противоопухолевой резистентности было незначительным или вообще отсутствовало.
Смотрите раздел - Изменения устойчивости организма к опухолям в процессе иммунной перестройки
-
Снижение аллергической реактивности под влиянием канцерогена весьма иллюстративно в экспериментах с применением его в больших дозах в смеси с БЦЖ по методике, описанной ранее [Волегов А. И., 1972]. В этих опытах при постановке туберкулиновых проб через 13, 33, 61, 208 и 275 дней после указанного воздействия выраженность реакций сроком в 48 ч была меньшей, чем у животных, подвергнутых только действию БЦЖ.
-
Закономерности изменений аллергической реактивности к туберкулину в зависимости от сроков, прошедших после иммунного воздействия, примененного на фоне действия канцерогена, иллюстрируются и результатами специально проведенных экспериментов, представленных графически на рисунке ниже. Из него видно, что у животных, вакцинированных БЦЖ, на фоне действия канцерогена (в дозе 3 мг) в ранние сроки аллергическая реактивность снижена, а в относительно отдаленные сроки восстанавливается (через 47 дней после вакцинации). В этих опытах канцероген оказывал в основном влияние на выраженность туберкулиновых реакций через 48 ч. Отмеченная закономерность изменения выраженности реакций в зависимости от продолжительности времени, прошедшего после применения канцерогена, сохраняется при вакцинации и у животных с предварительно специфически измененным иммунологическим фоном (введение ПАФ).
Выраженность аллергических реакций на туберкулин у крыс разных групп
в различные сроки после вакцинации БЦЖ, произведенной
на фоне действия канцерогена, канцерогена и ПАФ
1 — вакцинированные; 2 — вакцинированные через 10 дней после применения канцерогена; 3 —то же, но канцероген введен через 10 дней после ПАФ; 4 — подвергнутые действию только ПАФ; 5 — крысы, которым по методике применения туберкулина вводили изотонический раствор хлорида натрия (контроль на неспецифические раздражения). Средняя выраженность реакций при постановке туберкулиновых проб через 20 дней (А) и через 47 дней после применения БЦЖ (Б); результаты реакций через 24 ч (а) и 48 ч (б) после постановки проб. Высота столбиков соответствует средней выраженности туберкулиновых реакций (масштаб 1 балл : 5 см).
Представленные данные тем более интересны, если учесть, что через 48 ч в происхождении аллергических реакций на туберкулин основную роль играет замедленный компонент аллергической реактивности, осуществляемый клеточными элементами.
Представленные материалы показывают, что сниженная аллергическая реактивность наблюдается при одном из следующих условий: или сенсибилизация организма происходит на фоне действия канцерогена (пункты 4, 5, 6), или аллергические реакции протекают на фоне действия канцерогена (пункт 1).
Следовательно, в первом случае имеет место угнетение самого процесса иммунологической перестройки, во втором — подавление механизмов аллергических реакций. Причем эффект торможения аллергической реактивности под влиянием канцерогена, по-видимому, проявляется только при невысоком ее уровне. При высоком уровне аллергической реактивности этот эффект нивелируется (пункт 2).
Восстановление аллергической реактивности в поздние сроки после применения канцерогена (пункт 1), как следует из сопоставления с данными, представленными в главе 2, сочетается с возможностью иммунологической стимуляции выхода опухолей при применении иммунологических воздействий в эти сроки.
«Устойчивость организма к злокачественным опухолям»,
А.И. Волегов
Читайте далее: