В опытах на морских свинках мы показали [Волегов А. В., 1979, докт. дис.], что при высоких кожных реакциях на туберкулин наблюдалось и увеличение реакций на эмбриональный АГ.
Следовательно, можно считать, что при аллергизации туберкулезными микобактериями повышается специфическая аллергическая реактивность к специфическим опухолевым АГ.
Этот вывод подкрепляется сообщениями об общности специфических опухолевых АГ и АГ туберкулезных микобактерий [Minden P. et al., 1976; Stewart С. С. et al., 1976]. Видимо, эта общность относится только к определенным АГ.
Однако, согласно представленному фактическому материалу (смотрите соответствующий раздел), при имплантации опухолевых клеток на фоне весьма выраженной ГЧЗТ к АГ туберкулезных микобактерий, как и при формировании ГЧЗТ в поздние сроки канцерогенеза, когда уже появляются трансформированные клетки, мы получили не повышение, а снижение устойчивости организма к возникновению опухолевого процесса.
Смотрите раздел - Изменения устойчивости организма к опухолям в процессе иммунной перестройки
Полученные данные свидетельствуют в пользу того, что повышение специфической аллергической реактивности замедленного типа, как и повышение неспецифической ГЧНТ, приводит к снижению устойчивости организма к развитию опухоли из трансформированных опухолевых клеток.
Попытаемся проанализировать возможные механизмы стимулирующего влияния специфической ГЧЗТ на развитие опухоли из трансформированных опухолевых клеток. Следует обратить внимание на тот факт, что в описанных нами опытах на фоне аллергизации туберкулезными микобактериями наиболее быстро опухоли развивались в тех случаях, когда в участке имплантации опухолевых клеток наблюдалась выраженная воспалительная реакция.
Подобно этому при усилении воспалительной реакции в области введения канцерогена (при его применении одновременно с ПАФ) мы наблюдали ускорение процесса онкогенеза [Волегов А. И.г Щитков К. Г., 1975].
Поскольку следствием специфической аллергической реактивности является также развитие воспалительной реакции в участке контакта сенсибилизированных лимфоцитов с опухолевыми АГ, то этот фактор должен способствовать опухолевому росту, если, конечно, результатом воспалительной реакции не явятся некроз и отторжение тканей.
Однако сама возможность возникновения некротизирующего воспаления в результате развития аллергии к АГ постепенно трансформирующихся клеток маловероятна. Кроме того, некроз — это уже не иммунный процесс.
Таким образом, в вопросе о том, могут ли уничтожаться в процессе злокачественной трансформации клетки в результате специфической по отношению к опухолевым АГ аллергической РЗТ, мы видим следующие альтернативы.
Понятно, что при условиях пункта 2 и, особенно пункта 3, приобретают преимущественное значение факторы, способствующие развитию опухоли.
«Устойчивость организма к злокачественным опухолям»,
А.И. Волегов