Главная / Новости / Что делает коричневый рис полезным?

Что делает коричневый рис полезным?

09.03.2023г.
Коричневый рис

Коричневый рис — это цельное зерно, которое является основным продуктом питания во многих культурах мира. Его производят путем удаления только самого внешнего слоя рисового зерна, известного как шелуха, оставляя нетронутыми слой отрубей и зародыш. Этот процесс сохраняет питательные вещества, содержащиеся в этих слоях, что делает коричневый рис питательной альтернативой белому рису.

Исследователи обнаружили, что сложноэфирное соединение циклоартенилферулят является основным фактором, способствующим пользе коричневого риса для здоровья.
В Азии рис является основным зерном, и на его долю приходится почти 90% мирового потребления риса. В частности, коричневый рис получил признание благодаря своим многочисленным преимуществам для здоровья. Регулярное потребление коричневого риса связано со снижением веса, контролем уровня холестерина и уменьшением воспаления. Антиоксидантные свойства коричневого риса, такие как его способность нейтрализовать активные формы кислорода и защищать от повреждения клеток, играют решающую роль в его оздоровительном эффекте.

В то время как предыдущие исследования показали, что антиоксидантные соединения в коричневом рисе могут защищать от окислительного стресса, конкретное соединение, ответственное за эти полезные эффекты, долгое время оставалось загадкой.

В недавнем исследовании под руководством профессора Йошимасы Накамуры из Высшей школы наук об окружающей среде и жизни Университета Окаямы исследователи из Японии определили циклоартенилферулят (CAF) как основное «цитопротекторное» или защищающее клетки соединение в коричневом рисе.

CAF является уникальным соединением благодаря своей гибридной структуре. Как объясняет профессор Накамура, «CAF представляет собой гибридное соединение полифенола и фитостерола и, как ожидается, будет мощным биологически активным веществом с различными фармакологическими свойствами, такими как антиоксидантный эффект и эффект снижения уровня жира в крови».

Свойств CAF

Исследование, которое недавно было опубликовано в Международном журнале молекулярных наук, было проведено в соавторстве с Хонгяном Ву из Даляньского политехнического университета и Тосиюки Накамура из Высшей школы наук об окружающей среде и жизни Университета Окаяма. В нем исследователи предоставляют доказательства антиоксидантных свойств CAF, демонстрируя, что он может защищать клетки от стресса, вызванного перекисью водорода.

Структура основных жирорастворимых компонентов коричневого риса

Несколько жирорастворимых соединений, присутствующих в коричневом рисе, обладают антиоксидантной способностью, но присутствуют в небольших количествах. Было обнаружено, что циклоартенилферулат, относительно распространенная молекула, является основным соединением, ответственным за несколько полезных для здоровья свойств коричневого риса. Предоставлено: Ёсимаса Накамура

Хотя перекись водорода является побочным продуктом клеточных метаболических процессов, ненормальное количество соединения может быть токсичным для клеток и вызывать необратимые повреждения. Обработка клеток CAF повышала их устойчивость к токсическому стрессу, индуцированному перекисью водорода. Кроме того, CAF обеспечивал большую защиту от стресса, вызванного перекисью водорода, по сравнению с альфа-токоферолом и гамма-токоферолом, двумя другими известными антиоксидантными соединениями, которые, как ранее предполагалось, вносят основной вклад в антиоксидантную способность коричневого риса.

Количество CAF в цельном зерне коричневого риса

• По оценкам исследования, количество CAF в цельном зерне коричневого риса в пять раз выше, чем количество других антиоксидантных соединений, содержащихся в коричневом рисе. Кроме того, CAF увеличивает концентрацию гемоксигеназы-1 или HO-1, фермента, который способствует выработке антиоксидантов. «Мы продемонстрировали здесь, что CAF значительно увеличивает уровень мРНК HO-1, фермента, продуцирующего антиоксиданты с небольшой молекулярной массой, в концентрациях, аналогичных тем, которые необходимы для цитозащитного действия при устойчивости к окислительному повреждению», — объясняет профессор Накамура.
  • Исследователи дополнительно изучили этот механизм действия с помощью экспериментов, в которых блокирование активности HO-1 с помощью ингибиторов значительно снижало антиоксидантный эффект CAF. Высокая распространенность и уникальный механизм действия свидетельствуют о том, что CAF является основным антиоксидантом в коричневом рисе.
  • Благодаря этому исследованию исследователи не только раскрыли секрет полезных свойств коричневого риса для здоровья, но и зафиксировали компонент, который в основном отвечает за эти преимущества. Это позволит использовать CAF при разработке более качественных новых добавок и пищевых продуктов, ориентированных на здоровье потребителей.

Как оптимистично отмечает профессор Накамура: «Наше исследование может помочь в разработке новых функциональных продуктов питания и добавок, основанных на функциональности CAF, таких как нутрицевтики на основе CAF».

Хотя, с такой естественной пользой для здоровья, коричневый рис по-прежнему выглядит в меню!