Влияние центральной нервной системы на функциональные свойства тканевых клеток

25.04.2011г.

Влияние центральной нервной системы (по мере ее созревания) на функциональные свойства тканевых клеток связано с совершенствованием в онтогенезе синаптических контактов окончаний нервных волокон, иннервирующих клетки, с повышением синтеза медиатора. С развитием иннервационного аппарата тесно связана дифференцировка клеток и повышение их функциональной подвижности. 

Значение постоянной импульсации в онтогенетическом формировании обмена веществ клеток, активности ферментных систем, участвующих в окислительных процессах, в повышении поляризации клеточных мембран, становится еще более очевидным при рассмотрении данных, полученных рядом исследователей на различных тканях после их хронической децентрализации и денервации.

Значение формирования в онтогенезе животных иннервационного влияния центральной нервной системы, в частности на ганглии симпатической нервной системы, подчеркивается наблюдениями за функциональным состоянием нейронов ганглиев в условиях их хронической денервации при перерезке преганглионарных волокон. Так, после денервации симпатических ганглиев у взрослых животных мембранный потенциал нейронов снижается, и при этом в них появляется автоматическая активность. Это происходит тем быстрее, чем моложе животное (В. С. Шевелева, 19686).

По данным Gertner a. Reinert (1957), после перерезки шейных симпатических стволов в нейронах верхних шейных симпатических ганглиев содержание калия снижается на 1/3 по сравнению с контрольным.

Ранее в исследованиях А. С. ГурвичЛазовской (1938) было установлено, что денервация ганглиев у кроликов в ранний период постнатального развития (на 6й день после рождения) замедляет рост и дифференцировку нейронов. Согласно данным Hamlyn (1954) и С. А. Агурейкина (1958), денервация ганглиев у взрослых животных ведет к уменьшению размеров нейронов, их атрофии и выраженным изменением метаболизма. Так, в частности, по мере удлинения срока после перерезки ствола в нейронах ганглиев у взрослых животных резко уменьшается количество тигроидного вещества и содержание рибонуклеиновой кислоты.

В нашей лаборатории методом флюоресцентного анализа было установлено, что у взрослых кошек после денервации в верхних шейных симпатических ганглиях увеличивается содержание катехоламинов, причем за счет норадреналина, который характерен для ганглиев новорожденных животных (А. И. Селивра и Н. В. Шиллинг, 1964; Е. М. Клименко, 1973), так же как и для клеток мозгового вещества надпочечников (Е. М. Стабровский, 1965; Е. М. Клименко, 1973), эмбриогенетически тесно связанного, как известно, с симпатической нервной системой. На увеличение содержания катехоламинов (норадреналина) в симпатических ганглиях после их денервации указывают также данные и других исследователей (Kirpekar et al., 1962; Giacobini et al., 1970).

В свое время Cannon a. Lissak (1939) в опытах с перфузией верхних шейных симпатических ганглиев у собак, кошек и кроликов после 2—4недельной денервации обнаружили, что ганглии уже не содержат ацетилхолина, а содержат только адреналиноподобное вещество, сравнимое по своему действию на сердце лягушки с действием адреналина в концентрации 1X108. Feldberg (1943) нашел, что после денервации холинацетилазная активность ганглия понижается. 

Об этом также свидетельствуют данные Giacobini et al. (1970). В лаборатории К. М. Быкова было найдено, что у взрослых животных после денервации верхних шейных симпатических ганглиев в них резко падает (на 50%) содержание аденозинтрифосфорной кислоты (Е. В. Смирнова, 1952). Это ведет, как известно, к снижению скорости окислительных процессов и увеличению скорости гликолиза, так как с уменьшением концентрации АТФ снижается ее ингибирующее действие на фосфофруктокиназу и тем самым увеличивается скорость превращения гексозомонофосфата в фруктозодифосфат.

«Онтогенетическое формирование нейро-гуморальной
регуляции возбуждения в тканях организма и канцерогенез»,
В.С.Шевелева





Читайте далее: